Духовно-нравственные предпосылки здорового образа жизни

Курс лекций по дисциплине «Культура дома и методика ее преподавания»

Домашняя среда занимает значительное место в жизни каждого человека. Она не только среда восстановления сил человека, израсходованных во время труда, защиты от внешних физических, психологических и моральных опасностей, удовлетворения физиологических, социальных, культурных и духовных его потребностей; это своего рода среда социализации и приобретения людьми опыта и ценностных ориентаций, норм и правил поведения в обществе.

Внутренняя среда дома является сложной системой, разнообразна для различных домов и в различной степени соответствует эффективному решению перечисленных выше задач. В этом смысле можно говорить о культуре дома.

Культура дома - это определенный уровень развития материальных и человеческих ресурсов дома, выраженный в современных формах организации жизни и деятельности обитателей дома, а также в состоянии их творческих сил, способностей и духовных ценностей.

Курс «Культура дома» представляет федеральный компонент ГОС и входит в блок дисциплин предметной подготовки. Це­лью изучения данного курса является ознакомление студентов с основными положе­ниями и понятиями технологии ведения дома и культуры взаимоотношений в семье. Одной из основных задач курса является ознакомление студентов с принципами создания дизайна помещений.

Лекция №3

Культурный уровень семьи и здоровый образ жизни

1.Духовно-нравственные предпосылки здорового образа жизни

2. Выработка индивидуальных и коллективных санитарно-гигиенических привычек
3. Формирование правильной культуры питания
4. Социальная активность и качество жизни

 



Лекция №4

 

Семейная экономика

1. Социально-экономические проблемы современной семьи
2. Понятие семейного бюджета
3. Структура семейных доходов
4. Структура семейных расходов
5. Книга учета семейных доходов и расходов

 





Лекция №3

Культурный уровень семьи и здоровый образ жизни

Духовно-нравственные предпосылки здорового образа жизни

2. Выработка индивидуальных и коллективных санитарно-гигиенических привычек
3. Формирование правильной культуры питания

4. Социальная активность и качество жизни

 



Духовно-нравственные предпосылки здорового образа жизни

Здоровый образ жизни — это единство души и тела, когда душа и тело живут в любви, согласии и гармонии. Душа - это субъект, то, что направляет, инициирует, а тело — объект, оно должно помогать душе в ее стремлениях к добру, истине, красоте.

Здоровый образ жизни предполагает физическое и духовно-нравственное здоровье. И складывается из следующих понятий;

Физическое здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальная трудоспособность, социальная активность.

Физическое воспитание — это формирование валеологической культуры: развитие навыков ведения здорового образа жизни (правильное питание, отказ от вредных привычек, достаточная физическая активность и т.д.; умение устанавливать связь между организмом и окружающей средой). Духовно-нравственное здоровье - это психологическая зрелость личности.

Выделим основные факторы, влияющие на здоровье человека:

1. Состояние окружающей среды, вмешательство в природные процессы не всегда дает желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит к нарушению существующих между ними взаимосвязей. Как известно, загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана негативно сказывается на состоянии здоровья, снижает продолжительность жизни.

2. Наследственность - это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития новых особей.

3. Биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно научиться очень быстро бегать, стать ловким и гибким, занимаясь гимнастическими и акробатическими упражнениями. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму падежный щит против многих болезней.

Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания, как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, это содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших.

Широко известны различные способы закаливанияот воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональных реакций на процедуру.

Еще одно действенное закаливающее средство — контрастный душ. Благодаря контрастному душу укрепляется нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуется физическая терморегуляция, оказывается стимулирующее воздействие на центральные нервные механизмы. Опыт свидетельствует о высокой закаливающей и оздоровительной ценности контрастного душа, как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Способ достижения гармонии человека один — систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, не только способствуют укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.

Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы организма, для развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья — это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечнососудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца.

При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др.Не следует заниматься физическими упражнениями сразу после болезни. Необходимо выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, только тогда физкультура принесет пользу. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результатечего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений — становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличиваются легочная вентиляция, теплообразование и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условия для занимающихся физической культурой и спортом.

Говоря о гигиене физических упражнений, нельзя не вспомнить об утренней гимнастике и роли физкультурной паузы. Целью утренней гимнастики является ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздейсвия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо провариваемой комнате, при открытом окне или форточке, а при возможности — и па открытом воздухе. Зарядку следует сочетать с воздушной ванной. После окончания гимнастики полезно обтирание или обливание тела прохладной водой.

Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Он включает рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание следует уделять сну — основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Как показывает изучение заболеваемости, причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время — к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.

Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство внутренней среды. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар (1813 — 1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека.

Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции. Она определяется в первую очередь составом и свойствами крови и лимфы. Постоянство внутренней среды — замечательное свойство организма, которое в какой-то мере освободило его от физических и химических влияний внешней среды. Однако это постоянство — оно называется гомеостазом — имеет свои границы, определяемые наследственностью.

Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если он длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может негативно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к изменениям наследственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных, привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания. Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что заболеваемость и смертность связаны, прежде всего, с условиями среды и образом жизни людей.

Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья, %

Таблица 1.

Факторы, влияющие на здоровье Значение для здоровья Факторы риска
Образ жизни, условия труда, проживания, привычки 49—52% Курение, употребление алкоголя, наркотиков; неправильное питание; вредные условия труда; стрессовые ситуации;адинамия, гиподинамия; плохие материально-бытовые условия, непрочность семей; высокий уровень урбанизации
Генетика, биология человека 18—21% Предрасположенность к наследственым болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия 17—19% Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и др. излучения
Уровень здравоохранения 8% Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

 

Каждый человек имеет право знать об экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране, о пище, которую употребляет, о состоянии воды, которую пьет, а медики обязаны информировать население об опасности жизни в зонах, зараженных радиацией.

Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье. Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека формируют образ жизни каждого из нас. Образ жизни — культура питания, профессия, использование свободного времени, творчество — влияет на духовное и физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Для растущего и формирующегося организма школьников особое значение имеет соблюдение режима дня (правильный распорядок учебного труда и отдыха, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе).

Труд является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние па здоровье.

Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно преобразовались. Особенности строения скелета, развития мускулатуры, работы органов чувств - все это в конечном итоге является результатом трудовой деятельности человека. Так, эффективность труда повысилась от того, что одна рука - левая - стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая - правая — совершенствовалась в его обработке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: