Выработка индивидуальных и коллективных санитарно-гигиенических привычек


     Навык — это способность произвести то или иное действие без специального контроля сознания. Приобретая навыки, человек становится способным выполнять все более сложные движения, решать все более сложные двигательные задачи, на все более высоком уровне осуществлять взаимодействие с элементами окружающей среды. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться в школе, ни работать.
     Выработка навыков — процесс непрерывный и в значительной степени самостоятельный. Но он становится особенно успешным под влиянием взрослого, который руководит действиями ребенка, показывая правильные приемы, стимулируя повторение наиболее важных из них, т. е. обучает ребенка.

Это в полной мере относится и к производственному обучению. Сначала происходит ознакомление с основными звеньями действия, затем складывается определенная последовательность операций (этап практического освоения) и, наконец, происходит совершенствование действия. Эффективность обучения отчетливо видна при сравнении, например, характера движений и производительности труда новичка, недавно пришедшего на завод, и опытного рабочего.
У взрослого человека навыков огромное множество. И все они приобретены им в процессе индивидуального развития, путем отбора из общего количества органических действии и их последующего совершенствования и закрепления. В процессе развития ребенка не только происходит формирование определенных навыков, но и возникает, организуется и совершенствуется система его действий.




До сих пор речь шла лишь о двигательных навыках. Но могут быть и навыки другого рода: понятие «навык» предусматривает автоматизированную систему операций, направленных на достижение определенной цели, с акцептом именно на автоматизацию, на устранение необходимости в специальном контроле над каждой операцией. При этом следует подчеркнуть, что развитие движений тесно связано с развитием психики и, наоборот, развитие психики - с развитием движений.

Привычка - это действие, постоянное осуществление которого стало потребностью. Важен именно момент постоянства. Любое произвольное действие имеет предметную направленность. И в этом смысле оно всегда не случайно. Вместе с тем действие может быть случайным, если принять во внимание процесс освоения ребенком окружающего его мира. Случайные предметы, объекты, возбудившие у ребенка интерес, могут побудить его к определенным действиям, и иногда даже возможно формирование соответствующего навыка, а затем интерес ребенка к предмету может угаснуть или же этого предмета уже нет, и поэтому нет действий, направленных на него.

Таким образом, навык может сформироваться до того, как возникнет потребность в его постоянном осуществлении, и тогда на основе навыка формируется привычка - навык как бы прокладывает ей путь. Или же действие становится навыком после того, как возникла потребность в осуществлении этого действия. Наконец, многие навыки так и не становятся привычками.

Первое условие формирования полезных привычек - пристальное внимание родителей ко всем тем ситуациям и действиям ребенка, которые для него являются новыми. Необходимо внимательно следить за тем, как у ребенка вырабатывается определенный навык, не допуская неправильного действия и устраняя все, что мешает правильному действию в процессе его закрепления, а затем держать под контролем закрепление этого навыка и превращение его в привычку.

Второе условие воспитания полезных привычек — четкая организация взрослыми всей системы действий ребенка, всей его деятельности. Нельзя ограничиваться лишь контролем за тем, как ребенок выполняет какие-либо свои обязанности. Важно не менее тщательно контролировать и проведение им досуга, рассматривая его прежде всего как период переключения на другую деятельность, а не безделье.

Третье условие воспитания полезных привычек — пример взрослых. Для формирования полезной привычки недостаточно лишь объяснить, что она хороша. Необходимо служить примером в осуществлении полезного действия, давать указания по ходу выполнения действия, объяснить, почему его необходимо выполнять, пояснять смысл и механизм собственных действий в той или иной ситуации — это касается любого дела, будь то мытье рук, подметание пола, вытирание пыли и т.д.

Четвертое условие воспитания полезных привычек — их подкрепление. Необходимо так организовать действия ребенка, чтобы желательные подкреплялись, а нежелательные не подкреплялись. В качестве подкрепления может служить похвала, одобрение окружающих; непосредственное удовольствие от результатов действия; само восприятие успешности действия. Известно, что ребенок охотно повторяет те действия, которые приводят его к успеху, и неохотно выполняет те, что получаются хуже. Следовательно, необходимо всячески содействовать удаче ребенка в осуществлении им необходимого действия, предотвращать возможности неудачи и огорчения.

Привычки вырабатываются в несколько этапов.

  На первом этапе складывается определенная последовательность движений, формируется и закрепляется навык.

На втором этапе навык превращается в привычку.

На третьем этапе привычка закрепляется и совершенствуется. Если на первых двух этапах следует всячески содействовать осуществлению ребенком соответствующих действий, то на последнем необходимо создавать ему определенные трудности, добиваясь осуществления привычных действий в самых различных, в том числе и в неблагоприятных для этого, условиях. Чем активнее действие, тем прочнее оно закрепляется и надежнее становится привычным.

Это же относится и к вредным привычкам. Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.

Критерии успешности такой реализации - общественная оценка деятельности человека, включающая и оценку ее последующими поколениями, такие характеристики, как продолжительность его жизни и состояние здоровья. Вредные привычки снижают продуктивность труда, не позволяют человеку принести обществу пользу, на которую оно вправе рассчитывать, т.е. привычки, которые мешают человеку прилежно и квалифицированно трудиться; речь здесь, разумеется, идет о должном минимуме пользы, которую обязан человек принести за свою жизнь. Вредными следует считать и тс привычки, которые чем-либо вредят людям, окружающим данного человека: его близким, товарищам по работе, отражаясь па их здоровье и работоспособности. Наконец, вредными являются привычки, которые приводят к порче того, что создано людьми и ими используется или же может быть использовано будущими поколениями. Все эти привычки в той или иной степени снижают социальную ценность человека, препятствуют гармоничному развитию личности.
    В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. В результате этого дети оказываются предоставленными самим себе. Их активность находит случайные и порой нежелательные выходы, плохие побуждения своевременно не пересекаются, что способствует их закреплению, а при отсутствии достаточной активности формируется пассивное отношение к окружающему. Вредные привычки — это всегда в той или иной степени вехи на пути наименьшего сопротивления, по которому идет человек, полезные же означают путь усилий над собой.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: