Лебедев Ю.В. Литература 10 кл

ПВ-917, Литература

Задание:

  1. Законспектируйте §§ учебников Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 10 кл., Лебедев Ю.В. Литература 10 кл.

 

 

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 10 кл.

Завершающая глава во многом отличается от начала и середины поэмы. Во-первых, обращает на себя внимание ритмика стиха: вместо привычного распевного трехстопного ямба мы встречаем ритмическую разноголосицу, придающую повествованию более сложный, многосоставный характер. Во-вторых, само содержание главы прозаично, лишено сказочности, архаической былинности: речь идет о насущных вопросах переломного времени (не случайно в черновом варианте текста название главы звучало как «поминки по крепям»). «Открепившаяся» Вахлачина собирается на импровизированный пир: «Без барщины... без подати... Без палки... правда ль, Господи?» Звучащие на пиру песни, рассказы и притчи отображают историческую дистанцию, которую пришлось преодолеть народу на пути к освобождению от крепостной неволи. Глава тематически разделена: в ней есть «горькие песни горького времени» («Веселая», «Барщинная»), есть и о «новом старом» («Голодная», «Солдатская»). Но самой важной «песенной» частью главы являются вольные сочинения Гриши Добросклонова, посвященные «доброму времени» – будущему Руси.

Прозвучавшие до Гришиных песен рассказы отражают особенности народно-религиозного сознания, соотносящего социальное зло с индивидуальным человеческим грехом. Таков сюжет о верном холопе Якове, подытоживающий тему холопства в поэме, или притча о крестьянском Иуде – старосте Глебе, из корысти оставившем односельчан в крепостной неволе. Есть в главе и притча о прощенном грехе – рассказ Ионушки «о двух великих грешниках». История разбойника Кудеяра перекликается с судьбой Савелия, богатыря святорусского: оба он и совершают преступление, оправданное высшим судом. Убийство управляющего Фогеля, методично издевавшегося над трудовым людом, и пана Глуховского, бравировавшего своей зоологической ненавистью к «холопам», – скорее акт возмездия, высшей справедливости, нежели «темное» дело, напрасное душегубство (правда, по позднему признанию Савелия, его старый грех «отозвался» смертью Демушки, так что идея «справедливого» кровопролития не вполне укладывается в живую ткань народного эпоса). Примечательно и то, что оба «крайних» случая протеста связаны с наказанием «чужих» – немца-управляющего и польского пана, у которых, пользуясь выражением Матрены Корчагиной, «нет совести, на шее – нет креста!» (Судьбу Фогеля решил один жест: в уже готовую яму немец «землю мокрую пошвыривал ногой», – жест презрения к русскому человеку и его труду!)

Эта готовность терпеть жестокость «своих», но не простить «бусурманам» во многом объясняет крушение надежд революционеров-демократов на крестьянскую революцию. Некрасов видел и понимал, что народ не разделяет верований радикального меньшинства русского общества, но не оставлял надежды на пробуждение крестьян к активному социальному протесту. Но наряду со злободневными, узкополитическими мотивами у Некрасова присутствует мотив надвременной, важный и по сей день. «Сбирается с силами русский народ / И учится быть гражданином» – эти слова из песни Гриши Добросклонава важнее революционных призывов. Народгражданин, осознавший себя таковым, сам является залогом качественных социальных изменений. И ярким свидетельством того, что народ начинает осмысливать себя, свои исторические перспективы, является образ юноши-семинариста Григория Добросклонова.

Гриша Добросклонов – разночинец, в будущем, по подсказке автора, революционер, которого ждут «чахотка и Сибирь» (близость звучания его фамилии с фамилией соратника Некрасова Н.А. Добролюбава далеко не случайна). Но для современного читателя важно опять-таки не политическое поприще героя, не его верность конкретному «учению». А его вера в то, что «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!»

В Гришином сознании отсутствует категория индивидуального, «сытого» счастья, его «покой, богатство, честь» заключены в приумножении «золота сердца народного» – единственно возможном пути чести духовно богатой личности:

И ангел милосердия

Недаром песнь призывную

Поет над русским юношей –

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара Божьего,

На честные пути...

И хотя путь некрасовских странников не завершен, а сама Русь «как убитая», знак ее грядущего возрождения налицо:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

 

Лебедев Ю.В. Литература 10 кл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: