Анализ «Обломова» Гончарова

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

Главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.

Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Гости обломова

Волков        Основная цель визита скрыта. Вполне вероятно, что это визит был совершен в качестве возможности самоутвердиться за счет Обломова или же получить мотивацию для преодоления собственной лени (Волков очень похож на ленивого Обломова – их отличие заключается в том, что Волкову лень заниматься делами службы, а Обломову делать лень все)                   Обломов гостеприимно принимает Волкова – ему приятно видеть этого гостя. Илья Ильич сочувствует Волкову. Он считает, что такая суетная жизнь, полная различных событий делает жизнь пустой и бессмысленной. Обломов искренне рад, что его жизнь не похожа на жизнь Волкова.         Равнодушное, хотя периодически просматриваются элементы дружелюбия и даже попытки убедить Обломова и необходимости оторваться от дивана.          Молодой 25 летний человек, Волков пренебрегает своими делами по службе, но зато наверстывает упущенное в светской жизни – он завсегдатай театров, балов и званых обедов. Волков любит модно одеваться и эффектно выглядеть.

Судьбинский Цель не определена, предположительно ради поддержания общения с Обломовым                  Дружелюбно настроен по отношению к Судьбинскому, однако Обломова огорчает стиль жизни Судьбинского. Он считает, что погоня за чинами и карьерными наградами не приносит ничего хорошего, а только портит жизнь человеку.      Дружески, он поддерживает Обломова, старается подтолкнуть его к активной жизни, но безрезультатно.       Чиновник-карьерист. Он раньше состоял на службе вместе с Обломовым, но затем, прослужив 2 года, Обломов покинул службу, а Судьбинский остался. Судьбинский старался всеми возможными способами добиться повышения на службе – он много работал и выполнял любую работу, и в результате дослужился до значимой должности.

Пенкин       Не определена, возможно, для поддержания дружеских отношений с Обломовым В целом настроен дружелюбно, однако не склонен разделять его взгляд на литературу и манеру изложения материала – Обломов считает, что писать нужно с душой, в то время, как Пенкин руководствуется исключительно разумом.           Дружелюбный, ему непонятна жизненная позиция Обломова, но в целом он сумел разглядеть за ленью Ильи Ильича доброго и искреннего человека.     Успешный литератор и начинающий писатель, благодаря упорному труду он достаточно зарабатывает и зажиточно живет.

Алексеев    Посещает Обломова, чтобы поесть и отдохнуть у него от суеты и шума.             Отношение Обломова к этому персонажу можно определить как терпимое – Илья Ильич общается с ним, потому, что Алексеев угождает Обломову и умеет тихо и незаметно находится в комнате.  Отношение Алесеева не отпределено. Отношение Алексеева к Обломову показано только с одной стороны – корыстной, возможно, это не единственная причина поддержания дружеских отношений между персонажами       Мелкий чиновник, который мало зарабатывает, а потому живет бедно. Он безликий человек, не обладающий тихим и кротким нравом.

Тарантьев Наносит визиты Обломову с корыстной целью – чтобы получить деньги или вкусно поесть     В начале произведения Обломов дружелюбно настроен по отношению к Тарантьеву, со временем его отношение заметно меняется – Обломов становится жертвой аферы Тарантьева, что портит их отношения. В конце повествования, Обломов выгоняет Тарантьева. Видит в Обломове способ нажиться и обогатится. Тарнтьев знает, что доверчивого Обломова легко ввести в заблуждение и обмануть и сполна этим пользуется – он часто берет у него деньги, но не отдает их, порой берет какие-то предметы гардероба или интерьера, которые также никогда не возвращаются к Обломову 40летний земляк Обломова. Чиновник, который за 25 лет службы не смог получить ни единого повышения, бесчестный и грубый человек, который все время старается обогатится трудами других людей.

Доктор       Приходит к Обломову в качестве лечащего врача.    Хорошего мнения о докторе, считает его хорошим специалистом, но при этом не выполняет ни единого его требования. Сдержано и спокойно общается в Обломовым, их отношения не выходят за рамки пациент-лечащий врач    Умный и сдержанный человек. Хороший специалист. Доктор неплохо одет, что позволяет говорить о том, что он работает с состоятельными клиентами и, судя по всему, вполне успешно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: