Образ Катьки толкуют по-разному, ведь на него можно посмотреть глазами автора, Петрухи, любовников или такой же несчастной женщины. Какую позицию занять решает только читатель

Во-первых, саму революцию поэт запечатлевает в образах ветра, снега, вьюг, которые властвуют «на всём божьем свете». «Ветер» так силён, что «на полях не стоит человек», он «завивает «белый снежок», «рвёт, мнёт и носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». В десятой части «разыгралась что-то вьюга... Не видать совсем друг друга...» «Снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Таковы образы природной стихии в поэме, которые ярко выделяют позицию автора по отношению к революции. Поэт подчёркивает её стихийный характер, так как убеждает, что она возникает из «чёрной злобы», переходящей в «светлую», охватывающую красноармейцев. Они идут, опьянённые вьюгой, а не подгоняемые ей, а это значит, что их увлекает за собой стихия, раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе в сцене убийства Катьки, например, или «гульбы голытьбы».

Вторым очень ярким символом является женский образ, воплощённый в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчёркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и её идеала. У Блока к моменту написания «Двенадцати» образ «возлюбленной» меняется. Она теряет черты абсолютного идеала и становится приземлённой, даже падшей. Но и в этом её состоянии Блок усматривает некую «тайну», которая возвышает героиню, придаёт ей черты идеальности, несмотря ни на что.

Такой синтезированный женский образ и представлен в поэме образом Катьки, падшей возлюбленной Петрухи, и символом венца из белых роз на голове Христа. Катька умирает, и это, по мысли поэта, - символ отмирания всего низменного в человеке в ходе революции, его обновления, стремления к нравственной чистоте и идеальности, воплощённых в «венце», эти идеалы непреходящи.

Важнейшим для понимания поэмы является образ Христа, появляющегося в финале. Иисус Христос - это символ гармонии в понимании Блока. Гармония - вот что должно быть результатом стихийного разрушения «старого» мира. Поэт считал, что последнее неизбежно приводит к исчезновению всего накопленного опыта человечества и что мир начинает создаваться как бы заново. Но для того чтобы начался процесс созидания, необходим идеал. И идеал этот Блок увидел именно в образе Иисуса Христа, олицетворяющего собой высшую нравственность, чистоту, совесть, милосердие, любовь -одним словом, всё то, что необходимо новому обществу, чтобы достичь гармонии в своём развитии.

Своеобразным символом гармонии являются и двенадцать «апостолов» - красноармейцев. По сути своей это разбойники, вышедшие из тюрьмы, которые:

Идут без племени святого... Ко всему готовы, Ничего не жаль...

Но всё-таки они идут за Христом, пусть бессознательно, не замечая его, даже стреляя в него. Поэт подводит нас к мысли о том, что человек не может существовать без идеала и где-то внутри есть у каждого желание следовать за ним.

Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуя, символа прошлого:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Против старого мира, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в организованных, сознательных солдат революции.

Основа содержания поэмы — «буря» в море жизни. Строя сюжет произведения, Блок обращается к антитезе, приёму контраста. Резкое противопоставление двух миров — «черного» и «белого», старого и нового. Главная тема и главный герой поэмы — революционный народ, народ в революционную эпоху. В отличие от дореволюционных произведений А. Блока, тема решается не лирическими средствами. Блок предоставляет героям выразить себя как бы независимо от автора. В поэме звучат голоса двенадцати красногвардейцев. В поэму включены песни, частушки.

Ветер, вьюга, пурга, снежная метель — образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой «мирового пожара в крови», с темой рожденного революцией очистительного огня, с идеей возмездия, с вырвавшимися на простор творческими силами человека.

Для понимания отношения поэта к двенадцати красногвардейцам очень важны две антитезы. Одна — сопоставление красногвардейского отряда с представителями старого мира. Другая — противопоставление черного белому и «пса безродного» (старого мира) Христу. Красногвардейцы даны между двумя этими полюсами:

Впереди — сугроб холодный,

- Кто в сугробе? — выходи!..

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади…

Старый мир еще оказывает влияние на души людей, вступивших с ним в борьбу. Поэтому такое место занимает в поэме личная драма Петрухи, обнаруживающая противоречия его характера. Блок стремился показать перспективу развития этого героя, выразить идею справедливости, человечности того дела, которому служат красногвардейцы. С этой целью он вводит в поэму образ Христа. Этот образ служил для Блока олицетворением морали. С его помощью Блок субъективно стремился утвердить революцию. Этот символ, конечно, не мог передать конкретно-исторического содержания происходящих событий, он отражал серьезные противоречия в поэтическом мировосприятии Блока.

Взгляд автора «Двенадцати» на революцию заставляет вспомнить и трудные пушкинские раздумья о пугачевщине, о ее горестной неизбежности и о притягивающих художника своей трагической силой и размахом фигурах, возникающих на гребне «бессмысленного и беспощадного» бунта.

Говоря о новаторстве «Двенадцати», следует более подробно остановиться на поэтике произношения. Ибо «буря», которую революция произвела в «море искусства», отразилась и в стиле, и в ритмах поэмы, в той «музыке», которую Блок слышал и вокруг себя, и в себе самом. В поэме отчетливо слышна многоголосица, возникающая на историческом переломе, всколыхнувшем все слои русского общества и, прежде всего, широкие народные массы. Отсюда и разговорные интонации, отчетливые голоса улицы. Высокое патетическое слово («вдаль идут державным шагом») сталкивается здесь со сниженной речью («буржуй на перекрестке», «поскользнулась И — бац — растянулась!»), лексика литературная, в том числе и политическая («Вся власть Учредительному собранию!», «товарищ»), — с просторечием и даже вульгаризмами («ишь, стервец, завел шарманку, Что ты, Петька, баба, что ль?»). Интонация ораторская, лозунговая соседствует с лирической, частушка с маршем, мещанским городским романсом, революционной и народной песней, дольник и безрифменный стих с ямбом и хореем. Все это настолько органично объединилось в единый художественный сплав, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918 г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня Я — гений».

Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный и бе­лый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попада­ем в совершенно особый, нецветной мир:

Черный вечер.

Белый снег.

Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявле­ние и воплощение в отряде из двенадцати человек. Быв­шие каторжники, «голытьба», нынче они — защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель — не строительство но­вого мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них свя­тым:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: