Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Описание обитателей (жителей) ночлежки и других персонажей

  Костылев - 54-летний хозяин ночлежки. Злой, лицемерный, жадный, подлый человек. Он грубо обращается со своей женой Василисой, а также обижает ее сестру Наташу. Костылев скупает краденые вещи, которые ворует Васька Пепел. В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук Васьки.     

Василиса Карповна - 26-летняя жена Костылева. Умная, хитрая, жестокая, бездушная, развратная женщина. Василиса издевается над своей родной сестрой и предлагает своему бывшему возлюбленному Ваське Пеплу избавиться от ее мужа.     

Наташа - 20-летняя сестра Василисы. Наташа терпит издевательства со стороны своей сестры и ее мужа. Наташа - добрая, милая девушка. За ней ухаживает вор Васька Пепел. После гибели Костылева девушка оказывается в больнице при смерти, а затем пропадает без вести.     

 Васька Пепел - 28-летний вор. Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему, за кражу. Васька - возлюбленный замужней Василисы, с которой он расстается в начале пьесы. Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей начать новую, честную жизнь. В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство Костылева.    

 Лука - 60-летний старик. Судя по всему, Лука ранее отбывал срок на каторге за какое-то преступление, но сбежал оттуда. Лука - жалостливый, милый, добрый, неглупый старик. Поселившись в ночлежке, он дает другим героям советы и пытается утешить их, но его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы. (см. Характеристика Луки)

 Актер - 40-летний пьяница, бывший театральный актер. Он узнает от Луки о том, что в каком-то городе якобы есть бесплатная лечебница для пьяниц. Актер бросает пить, чтобы накопить денег на дорогу в этот город. Лука исчезает, так и не назвав города с лечебницей, после чего Актер снова начинает пить и в конце пьесы кончает жизнь самоубийством. (см. Характеристика Актера)

Сатин - 40-летний пьяница и шулер. Он отсидел 5 лет в тюрьме за убийство: когда-то он заступился за свою сестру и в драке по неосторожности убил человека. Сатин привык существовать за счет шулерства и не хочет жить честно. Сатин - неглупый, довольно образованный мужчина. (см. Характеристика Сатина)

 Барон - 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство. (см. Характеристика Барона)

Настя - 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь "непристойной работой". Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли. (см. Характеристика Насти) Бубнов - 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.). (см. Характеристика Бубнова)

Клещ - 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке. (см. Характеристика Клеща)

Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, "зачахла" из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни. (см. Характеристика Анны) Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство. (см. Характеристика Квашни)

 Медведев - 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает "темные дела", в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать. (см. Характеристика Медведева)

Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка - запутавшийся, несчастный молодой человек. (см. Характеристика Алешки)

  Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин - законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.

Кривой Зоб - обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.

Анализ пьесы

"...Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)......"Низкую истину" наиболее убежденно и последовательно проповедует Бубнов, направляя ее против своего соперника - Луки, идеолога "возвышающего обмана". Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать. Спор Луки и Бубнова особенно разгорается в третьем акте......Настя живет в мире красивых романов и уверяет себя и других, именно с ней происходили вычитанные в книге изящные и благородные любовные приключения. А Лука поддерживает в ней эту "спасительную" от грязи, от неприглядности жизни ложь: дескать, лучше в воображении жить недоступной красавицей, чем в действительности сознавать, что ты ***......И вот Настя, "закрыв глаза и раскачивая головой", бредит наяву о настоящей любви"......И вот, если Лука уже спешит к ней со своими одобрениями и помогает ей строить эти замки, то Бубнов, исходя из своей позиции, разрушает их. (Это разрушение не лучше этого возведения: ничего, кроме руин, Бубнов не предлагает; правда Бубнова так же бесплодна, как ложь Луки.).....Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека. Зло, которое пытаются обойти, вместо того чтобы его уничтожить, посмеется над подобным донкихотством и лишний раз утвердит свою власть. Вот почему Горький в статье "О пьесах" писал, что утешитель должен быть показать как фигура отрицательная, вызывающая к себе вражду и сопротивление своей проповеди......Фигура Луки была характерной для России тех лет.......Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь......Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина - деяния, действия, созидания. По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт - а простой, рядовой человек, трудящийся человек, "заурядный" человек, такой, как столяр или сапожник......Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. И тот, кто в зрительном зале заворожен был проповедью Луки и сам разделял его заблуждения, убеждался, к чему ведет этот путь, и был наказан за свою наивность, за свою опрометчивость." (материалы из статьи Ю. Юзовского "Драматургия Горького", "Собрание сочинений Горького в 18 томах", том 17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: