Стратегия и выбор размещения предприятия

Проблема размещения, преследуя цель найти наиболее экономичный вариант управления материальным потоком, связывает производителей и потребителей наилучшим с точки зрения экономических показателей образом. В данной главе рассматриваются особенности проблемы размещения и подхода к ее решению в сфере производства и сервиса, соответствующие стратегии управления, методы оценки значений переменных, используемых при анализе размещения, и методики, облегчающие поиск наиболее эффективного варианта размещения. Выбирая свое местоположение, компания совершает долговременные затраты и обеспечивает длительный доход как результат деятельности на выбранном месте.

Для решения задач размещения используются четыре группы методов:

· методы взвешивания — назначение весов и предельных значений для различных факторов, учет и измерение материальных затрат (налогов, затрат на труд и др.), исследование нематериальных затрат, рассмотрение затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах;

· методы безубыточного размещения (location break-even methods) — специальное приложение анализа критической точки и карт пересечений к проблеме размещения;

· метод центра гравитации — математическая процедура, используемая для нахождения размещения единичного склада, обслуживающего определенное число хранилищ розничной торговли;

· транспортные методы — методы линейного программирования, базирующиеся на технике построения цепочек «пункт снабжения — пункт потребления».

 Построение распределительной системы начинается с размещения производства, а далее рассматриваются места размещения производственных складов, складов оптовой торговли относительно сети магазинов розничной торговли, выбирается система доставки, т. е. определяется транспортная сеть и решается целый ряд других вопросов в рамках распределительной логистики размещения. Выбирая местоположение своих объектов, компания принимает решение о значительных капитальных вложениях с достаточно продолжительным сроком окупаемости, обеспечивая возможность устойчивого получения дохода в течение длительного времени в результате деятельности на выбранном месте. Размещение является критическим условием для величины постоянных и переменных затрат как для производственных, так и сервисных фирм. В зависимости от изготавливаемого продукта и типа производства или вида сервиса, транспортные затраты на доставку товара к местам реализации могут достигать 25% цены реализации. Эта 1/4 часть дохода фирмы может оказаться как раз необходимой, чтобы покрыть расходы на фрахт на доставку сырья, необходимого для производства продукта. Другими затратами, на величину которых влияет размещение подразделений и филиалов фирмы, являются налоги, заработная плата и затраты на материалы. Выбор размещения может изменять затраты на производство и распределение, увеличивая или уменьшая их до 10% от величины общих затрат. Понижение затрат производства в результате нахождения оптимального местоположения может оказаться более простым решением, чем снижение производственных затрат на те же 10% за счет совершенствования системы управления фирмой. Однажды осуществленные фирмой затраты, определяемые спецификой местоположения, дают долговременный эффект и снизить их трудно. Например, если новое размещение завода предполагается в регионе с высокой стоимостью энергоресурсов, то даже управление, основанное на самой передовой стратегии использования энергоресурсов, не получит стартового преимущества. Справедливо это и для самой передовой стратегии использования трудовых ресурсов, если наемный труд в избранном для производства регионе характеризуется высокой стоимостью (оплатой), слабой профессиональной подготовленностью или низкой трудовой дисциплиной. Отсюда следует, что работа по поиску оптимального размещения объектов фирмы может рассматриваться как важное направление инвестирования, требующее тщательного экономического обоснования в рамках выбора соответствующей стратегии. Выбор стратегии, нацеленной на поиск и реализацию наиболее эффективного варианта размещения, во многом зависит от того, что собой представляет фирма и ее объекты, требующие размещения. Анализ размещения предприятий производственной фирмы фокусируется на минимизации общих затрат производства и распределения. Предприятия розничной торговли и сервиса акцентируют внимание на максимизации валового дохода (выручки). Анализ размещения складов фокусируется на поиске приемлемой комбинации транспортно-складских затрат и скорости поставки товара потребителю. Таким образом, объектом стратегии размещения является величина прибыли как результат удачного размещения структурных объектов фирмы.

Рисунок 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: