Этапы становления и развития комедии дель арте от XVI до XVIII вв

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

 

Факультет художественного творчества

Кафедра театрального искусства

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория драмы»

на тему: «Концептуальные принципы драматургии Карло Гоцци и Карло Гольдони. Сравнительный анализ»

 

Выполнил студент:

Май Кирилл Александрович

академическая группа 4 РТ

специальность 52.05.02 Режиссура театра

очная форма обучения

научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры театрального искусства

Медведкова Ю.А.

 «____»__________________2020 г.

 

 

Симферополь, 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Эстетика комедии дель арте, её развитие вплоть до XVIII в………..5

1.1. Этапы становления и развития комедии дель арте от XVI до XVIII вв...5

1.2. Вопросы теории драмы в Италии XVIII в.…………………………………….…7

Глава 2. Развитие Итальянской драматургии на примере творчества Гоцци и Гольдони ………………………………………………………………….13        

2.1.Просветительский реализм Карло Гольдони...........................................13

2.2. Драматургические принципы Карло Гоцци.………………..……22

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………….……..30

Приложения……………………………………………………………………33

 

ВВЕДЕНИЕ

Итальянский театр эпохи Просвещения представляет собой уникальный период развития театрального искусства, когда, с одной стороны, были сильны сценические традиции такого яркого национального явления, как комедия дель арте, а с другой, — так же сильно возникает ощущение необходимости реформирования и развития данного типа искусства. Для того, чтобы дель арте из живого сценического искусства не превратилось в законсервированное музейное зрелище, ведущие венецианские драматурги XVIII века предприняли конкретные реформаторские действия, важные для развития всего дальнейшего европейского театрального искусства. Актуальность данной работы обусловлена востребованностью драматургии указанных автором на театральных сценах России и мира и перманентного интереса к комедии дель арте.

Объект исследования — Драматургия Гоцци и Гольдони.

Предмет исследования — Эстетические принципы Гоцци и Гольдони.

Цель — через сравнительный анализ драматургических принципов двух крупнейших представителей итальянской драматургии XVIII в. выявить пути развития итальянской театра.

В связи с этим перед нами предстают следующие задачи:

- рассмотреть этапы развития и становления комедии дель арте;

- исследовать основные этапы творческого пути Карло Гольдони;

- изучить основы театральной реформы Карло Гольдони;

- рассмотреть основы идейной конфронтации Карло Гоцци с Гольдони;

- проанализировать направление творческих поисков Карло Гоцци.

В данной работе будут использованы следующие методы исследования: изучение специализированной литературы, анализ, сравнение, сопоставление, умозаключение. 

Методологическую основу составили работы искусствоведов, специализирующихся на изучении европейского театрального искусства XVIII века и непосредственно творчества Гольдони и Гоцци: С. Мокульского, Б. Реизова, А. Левиной и других.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проведен сравнительный анализ направлений творческих исканий двух выдающихся драматургов — представителей итальянского театрального искусства XVIII века.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Эстетика комедии дель арте, её развитие вплоть до XVIII в

Этапы становления и развития комедии дель арте от XVI до XVIII вв

Лучшей традицией итальянского Возрождения является его жизнерадостной стихией, его реализм — комедия дель арте своими корнями уходила в народное зрелище. Это был первый в Западной Европе профессиональный театр. Он возник на широкой базе народного творчества. Время его появления — вторая половина XVI в. — начало феодально-католической реакции, вступившей в борьбу с новой идеологией, которую несли ширившиеся народные движения и реформация. Это определило боевой, воинствующий тон театра, его острую сатирическую направленность. Впервые зарождавшийся профессиональный театр не «пользовался» драматургией, чуждой народной тематике и мало пригодной для театра по своему сценическому несовершенству. Отсутствие писаной драматургии было основным отличительным признаком комедии дель арте. Ее актеры в отличие от всех других актеров играли не по заученному написанному автором текстом, а по сценарию, который они наполняли своей импровизацией. Сюжеты сценариев были, в основном, комические, но имелись также трагические, трагикомические, пасторальные. Независимо от жанров, явным признаком любого представления, даже трагедии ужасов, была буффонада. Действующие лица представляли собой почти без исключения маски, т. е. неизменные образы, участвующие в каждом 5 представлении, определяемом сценарием. Маски обыкновенно связывались с той или с другой областью Италии, с тем или другим городом, говорили на соответствующем диалекте. Диалект таким образом становился важным элементом этого театра. Комедия дель арте возникла, как театр, призванный отражать современную ему жизнь, и в первые, лучшие свои времена именно так и действовала. В темные периоды реакции XVI в. комедия дель арте умела находить свои приемы борьбы за по их мнению передовую идеологию и передовое искусство. Даже при отсутствии писаной драматургии она не теряла реалистических и прогрессивных устремлений и проводила их средствами импровизации, неизменно ускользавшими от административного воздействия. А в такие моменты, когда практика комедии дель арте могла оказывать влияние на сценическое искусство других театральных организмов, она всегда способствовала развитию реалистических элементов того или другого театра. Так, соприкасаясь с французским классическим театром, комедия дель арте вдохновляла и формировала реалистическое искусство Мольера, а не условную эстетику Бургундского отеля. Все, что в комедии дель арте было способно служить реалистическому искусству и прогрессивной эстетике, перешло в те или другие формы театра эпохи Просвещения.

Зародившись в период позднего Возрождения, комедия дель арте попала в полосу феодально-католической реакции и в конечном счете не могла не подчиниться ее влиянию. Сатирическое начало притуплялось, реализм тускнел. Длительные гастроли комедии дель арте за пределами ее родины еще больше углубили противоречивость жанра. Комедия дель арте, как особый театр, умерла в середине XVIII в. В то время, когда просветительская, революционная по существу пропаганда приобрела такое огромное значение, театр, лишенный способов идеологического воздействия в форме авторского текста, не мог существовать наряду с другими театрами. В эпоху Просвещения театр не мог средствами чистой импровизации выполнять основные идеологические требования, выдвигаемые современностью. Он должен был вступить на путь компромиссов и все больше утрачивал то содержание и те формы, которыми был силен в эпоху своего расцвета. Противоречия комедии дель арте, особенно обострившиеся в условиях ее работы за пределами Италии, привели в последние годы ее существования к разрастанию формалистических сторон ее практики. Эти формалистические приемы после того, как комедия дель арте перестала существовать, были использованы декадентскими течениями в европейском театре. В последнее десятилетие прошлого века, когда в буржуазном искусстве стали усиливаться модернистские и формалистические течения, буржуазный театр, стремясь как можно дальше уйти от реалистического показа жизни, добрался до наследства комедии дель арте. Естественно, что в руках декадентов все, что они могли в этом наследстве найти и чем они могли воспользоваться, вырождалось в формализм и штукарство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: