Оформление первичных документов и отражение в учете операций по поступлению материалов
Цель работы: | усвоение порядка оформления первичными документами и отражения в учете поступления материалов |
Оснащение: | ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, Приходный ордер (типовая форма М-4), Акт о приемке материалов (типовая форма М-7) |
Теоретический материал темы
Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
• приобретены у поставщиков:
Д-т 10 К-т 60 — на покупную стоимость, Д-т 19 К-т 60 — на сумму НДС;
• от учредителей в счет вклада в уставный капитал:
Д-т 10 К-т 75/1 — на согласованную стоимость;
• безвозмездно от других организаций
|
|
Д-т 10 К-т 98, субсчет «Безвозмездное поступление» — на рыночную стоимость;
• отходы от брака:
Д-т 10 К-т 28;
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
• приходный ордер (ф. М-4);
• акт о приемке материалов (ф. М-7).
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документов поставщика и, если расхождений нет, выписывает «приходный ордер» на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.
Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.
Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют «товарно-транспортную накладную», которую выписывает грузоотправитель в четырех экземплярах:
Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступившего груза с данными накладной. При наличии расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
|
|
Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-П), которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.
• отходы от ликвидации основных средств:
Д-т 10 К-т 91.
Порядок выполнения работы
Задание 1. Выпишите приходный ордер № 160 на принятые на склад № 1 в январе 20__ г. материалы.
Груз сдал экспедитор Ковалев И.М., принял заведующий складом № 1 Орлов Р.Д. При приемке материалов на складе расхождений с документами поставщиков не установлено.
Исходные данные.
Остатки материалов по учетным группам, номенклатурным номерам и местам хранения на 1 января 200_ г.
Но- менкла-турный номер | Наименования групп и материалов | Ед. изм. | Норма запаса | Учетная цена за единицу (руб.) | Порядковый номер записи | Количе- ство | Сумма (руб.) |
Склад № 1 “Основные материалы” Группа 1 – Черные металлы | |||||||
22019 | Сталь трансформаторная | т | 30 | 8500 | 45 | 25,8 | 219 300 |
22040 | Сталь листовая 1х1 м | т | 10 | 8000 | 21 | 13,0 | 104 000 |
Итого по учетным ценам | 323 300 | ||||||
Транспортно-заготовительные расходы | 64 700 | ||||||
Группа 2 – Цветные материалы | |||||||
81076 | Провод Ф-1 | кг | 110000 | 12 | 40 | 112000 | 1 344 000 |
81012 | Медь листовая 1,5х800х2000 мм | кг | 45000 | 13 | 41 | 46000 | 598 000 |
Итого по учетным ценам | 1 942 000 | ||||||
Транспортно-заготовительные расходы | 58 260 | ||||||
Склад № 2 “Вспомогательные материалы” Группа 3 | |||||||
10000 | Масло машинное | кг | 7000 | 10 | 24 | 8000 | 80 000 |
10010 | Салфетки технические | кг | 3000 | 4 | 18 | 2500 | 10 000 |
10011 | Стеклоткань | кг | 200 | 8 | - | - | - |
10110 10180 | Прочие вспомогательные материалы и отходы | кг | 23600 | 4 | 25 | 36000 | 144 000 |
Итого по учетным ценам | 234 000 | ||||||
Транспортно-заготовительные расходы | 29 000 | ||||||
Склад № 3 “Топливо” Группа 4 | |||||||
10300 | Топливо | т | 15 | 39 000 | |||
10301 | в т.ч. каменный уголь | т | 600 | 18 | 40 | 24 000 |
Выписки из счетов-фактур и данные приемки материалов на складе:
Вид опера- ции | Номер при- ходно-го ор- дера | Но- мер счета фак- туры | Поставщик | Дата поступ- ления мате- риалов | Наименование материалов | Номенк латур-ный номер | Едини- ца из- мере- ния | Коли- чество | |
Наименование | ИНН | ||||||||
30 | 160 | 505 | ОАО “Сталепрокатный” | 3710 | 05.01 | Сталь трансформа-торная 3х330 | 22019 | т | 40 |
30 | 161 | 780 | ОАО “Север” | 5750 | 07.01 | Медь лис- товая 1,5х800х2999 | 81012 | кг | 9500 |
30 | 162 | 878 | ОАО “Кабель” | 1850 | 07.01 | Провод Ф-1 | 81076 | кг | 48300 |
Задание 2.
Составить акт приемки материалов № 8 от 15 января 200_ г. на склад № 2.
Исходные данные.
Счет-фактура № 150 от 27 декабря 20__ г. ЗАО “Искра”, регистрационный номер 26, на сумму 21 000 руб. (без НДС), в том числе за масло машинное 1 700 кг на сумму 17 000 руб. (без НДС); железнодорожный тариф 4 000 руб. (без НДС). Груз отправлен со станции “Каспийская” по железнодорожной накладной № 798350 в вагоне № 15. Сумма НДС на материалы и перевозку 3 780 руб.
При приемке 15 января оказалось 1 500 кг. Материалы приняты по акту № 8, подписанному начальником отдела снабжения завода Дубровским Н.Н., зав. складом № 2 Казаковой Н.П., представителем сторонней организации Ивановой Р.И.
Материал принят на склад № 2, номенклатурный номер материала 10000.
Задание 3.
Запишите в журнале операций и на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по приобретению материалов за январь 200_ г.
|
|
Исходные данные.
1. Остатки задолженности поставщиков на 1 января 200_ г.
Номер счета-фактуры | Регистраци-онный но-мер счета-фактуры | Код по- ставщика | Поставщик | Стоимость по продаж- ным ценам, руб. | Сумма НДС, руб. | Всего по счету с НДС, руб. |
850 | 17 | 4540 | ОАО “Гарантия” | 71 100 | 14 220 | 85 320 |
780* | 18 | 5750 | ОАО “Север” | 128 900 | 25 780 | 154 680 |
Всего: | 200 000 | 40 000 | 240 000 | |||
*В пути: | 128 900 | 25 780 | 154 680 |
2. Данные о поступивших счетах-фактурах и материальных ценностях за январь 20__ г.
Номер счета- факту- ры по- ставщи- ка | Регист- рацион- ный но- мер счета | ИНН постав- щика | Номер приход- ного доку- мента | Стоимость мате-риалов, руб | Железнодорожный тариф, руб | Всего по счету, руб. | |||
по дого- ворной цене | НДС | по рас- ценкам | НДС | стои- мость мате- риалов | НДС | ||||
780 | 18 | 5750 | 161 | 123 500 | 24 700 | 5 400 | 1 080 | 128 900 | 25 780 |
505 | 22 | 3710 | 160 | 340 000 | 68 000 | 13 439 | 2 688 | 353 439 | 70 688 |
878 | 24 | 1850 | 162 | 579 600 | 115 920 | 28 918 | 5 784 | 608 518 | 121 704 |
3. Данные об оплате счетов-фактур поставщиков по выпискам из расчетного счета в банке за январь 20__ г.
Дата оплаты | Номер счета-фактуры | Номер платеж-ного пору- чения | Поставщик | Сумма, руб. |
03.01 | 850 | 51 | ОАО “Гарант” | 85 320 |
06.01 | 780 | 53 | ОАО “Север” | 154 680 |
14.01 | 878 | 58 | ОАО “Кабель” | 730 222 |
25.01 | 505 | 63 | ОАО “Сталепрокатный завод” | 424 127 |
4. Хозяйственные операции за январь 20__ г.
№ п/п | Документ и содержание операции | Сумма, руб. | |
частная | общая | ||
1. | Приходный ордер № 161 и ведомость по расчетам с поставщиками поступили материалы по счету 780: оприходованы на склад по цене поставщика железнодорожный тариф НДС на материалы и перевозки | ? ? ? | ? |
2 | Справка бухгалтерии Сторно материалов в пути на начало месяца НДС | ? ? | ? |
3 | Ведомость по расчетам с поставщиками Акцептованы счета поставщиков за поступившие материалы: стоимость материалов по цене поставщиков железнодорожный тариф НДС на материалы и перевозки претензии к поставщику | ? ? ? ? | ? |
4 | Акт № 15 о приемке материалов Поступили материалы без счета: учетная стоимость | 3 000 | |
5 | Выписка из расчетного счета Перечислено поставщикам за материалы | ? | |
6 | Накладные № 18-20 на сдачу лома и отходов на склад: от основного производства от ликвидации основных средств | 1 500 830 | |
7 | Книга покупок Предъявлены к возмещению из бюджета суммы НДС по оплаченным счетам поставщиков | ? |
|
|
Задание 4.
Составить журнал-ордер № 6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за январь 20__ г. используя данные заданий 1, 2, 3.
Журнал-ордер № 6