Практическая работа 21

Оформление первичных документов и отражение в учете операций по поступлению материалов

Цель работы: усвоение порядка оформления первичными документами и отражения в учете поступления материалов 
   
Оснащение: ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, Приходный ордер (типовая форма М-4), Акт о приемке материалов (типовая форма М-7)  

Теоретический материал темы

Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следую­щими проводками:

• приобретены у поставщиков:

Д-т 10 К-т 60 — на покупную стоимость, Д-т 19 К-т 60 — на сумму НДС;

• от учредителей в счет вклада в уставный капитал:

Д-т 10 К-т 75/1 — на согласованную стоимость;

• безвозмездно от других организаций

Д-т 10 К-т 98, субсчет «Безвозмездное поступление» — на ры­ночную стоимость;

• отходы от брака:

Д-т 10 К-т 28;

Для учета движения материалов используется типовая докумен­тация.

Поступление материалов на склад оформляют следующими до­кументами:

• приходный ордер (ф. М-4);

• акт о приемке материалов (ф. М-7).

При поступлении материалов от поставщиков заведующий скла­дом проверяет соответствие их фактического количества данным документов поставщика и, если расхождений нет, выписывает «при­ходный ордер» на все количество поступившего груза в одном эк­земпляре в день поступления материалов.

Акт о приемке материалов применяется для оформления посту­пивших материальных ценностей без платежных документов (неот­фактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов постав­щика.

Акт составляется комиссией с обязательным участием предста­вителя поставщика или представителя незаинтересованной органи­зации.

Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бух­галтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют «товарно-транспортную накладную», которую выписывает грузоотправитель в четырех эк­земплярах:

Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приход­ного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения ко­личества поступившего груза с данными накладной. При наличии расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке ма­териалов.

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-П), кото­рую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

• отходы от ликвидации основных средств:

Д-т 10 К-т 91.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Выпишите приходный ордер № 160 на принятые на склад № 1 в январе 20__ г. материалы.

Груз сдал экспедитор Ковалев И.М., принял заведующий складом № 1 Орлов Р.Д. При приемке материалов на складе расхождений с документами поставщиков не установлено.

Исходные данные.

Остатки материалов по учетным группам, номенклатурным номерам и местам хранения на 1 января 200_ г.

 

Но- менкла-турный номер Наименования групп и материалов Ед. изм. Норма запаса Учетная цена за единицу (руб.) Порядковый номер записи Количе- ство Сумма (руб.)
  Склад № 1 “Основные материалы” Группа 1 – Черные металлы            
22019 Сталь трансформаторная т 30 8500 45 25,8 219 300
22040 Сталь листовая 1х1 м т 10 8000 21 13,0 104 000
  Итого по учетным ценам           323 300
  Транспортно-заготовительные расходы             64 700
  Группа 2 – Цветные материалы            
81076 Провод Ф-1 кг 110000 12 40 112000 1 344 000
81012 Медь листовая 1,5х800х2000 мм   кг   45000   13   41   46000   598 000
  Итого по учетным ценам           1 942 000
  Транспортно-заготовительные расходы             58 260
  Склад № 2 “Вспомогательные материалы” Группа 3            
10000 Масло машинное кг 7000 10 24 8000 80 000
10010 Салфетки технические кг 3000 4 18 2500 10 000
10011 Стеклоткань кг 200 8 - - -
10110 10180 Прочие вспомогательные материалы и отходы   кг   23600   4   25   36000   144 000
  Итого по учетным ценам           234 000
  Транспортно-заготовительные расходы             29 000
  Склад № 3 “Топливо” Группа 4            
10300 Топливо т     15   39 000
10301 в т.ч. каменный уголь т   600 18 40 24 000

 

Выписки из счетов-фактур и данные приемки материалов на складе:

 

Вид опера-

ции

Номер

при-

ходно-го ор-

дера

Но-

мер

счета

фак-

туры

Поставщик

Дата

поступ-

ления мате-

риалов

Наименование материалов

Номенк

латур-ный

номер

Едини-

ца из-

мере-

ния

Коли-

чество

Наименование ИНН
30 160 505 ОАО “Сталепрокатный” 3710 05.01 Сталь трансформа-торная 3х330 22019 т 40
30 161 780 ОАО “Север” 5750 07.01 Медь лис- товая 1,5х800х2999 81012 кг 9500
30 162 878 ОАО “Кабель” 1850 07.01 Провод Ф-1 81076 кг 48300

 

Задание 2.

Составить акт приемки материалов № 8 от 15 января 200_ г. на склад № 2.

Исходные данные.

Счет-фактура № 150 от 27 декабря 20__ г. ЗАО “Искра”, регистрационный номер 26, на сумму 21 000 руб. (без НДС), в том числе за масло машинное 1 700 кг на сумму 17 000 руб. (без НДС); железнодорожный тариф 4 000 руб. (без НДС). Груз отправлен со станции “Каспийская” по железнодорожной накладной № 798350 в вагоне № 15. Сумма НДС на материалы и перевозку 3 780 руб.

При приемке 15 января оказалось 1 500 кг. Материалы приняты по акту № 8, подписанному начальником отдела снабжения завода Дубровским Н.Н., зав. складом № 2 Казаковой Н.П., представителем сторонней организации Ивановой Р.И.

Материал принят на склад № 2, номенклатурный номер материала 10000.

 

Задание 3. 

Запишите в журнале операций и на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по приобретению материалов за январь 200_ г.

Исходные данные.

1. Остатки задолженности поставщиков на 1 января 200_ г.

 

Номер счета-фактуры Регистраци-онный но-мер счета-фактуры Код по- ставщика Поставщик Стоимость по продаж- ным ценам, руб. Сумма НДС, руб. Всего по счету с НДС, руб.
850 17 4540 ОАО “Гарантия” 71 100 14 220 85 320
780* 18 5750 ОАО “Север” 128 900 25 780 154 680
      Всего: 200 000 40 000 240 000
      *В пути: 128 900 25 780 154 680

 

2. Данные о поступивших счетах-фактурах и материальных ценностях за январь 20__ г.

Номер

счета-

факту-

ры по-

ставщи-

ка

Регист-

рацион-

ный но-

мер счета

ИНН

постав-

щика

Номер

приход-

ного

доку-

мента

Стоимость мате-риалов, руб

Железнодорожный

тариф, руб

Всего по счету,

руб.

по дого- ворной цене НДС по рас- ценкам НДС стои- мость мате- риалов НДС
780 18 5750 161 123 500 24 700 5 400 1 080 128 900 25 780
505 22 3710 160 340 000 68 000 13 439 2 688 353 439 70 688
878 24 1850 162 579 600 115 920 28 918 5 784 608 518 121 704

 

3. Данные об оплате счетов-фактур поставщиков по выпискам из расчетного счета в банке за январь 20__ г.

 Дата оплаты Номер счета-фактуры Номер платеж-ного пору- чения Поставщик Сумма, руб.
03.01 850 51 ОАО “Гарант” 85 320
06.01 780 53 ОАО “Север” 154 680
14.01 878 58 ОАО “Кабель” 730 222
25.01 505 63 ОАО “Сталепрокатный завод” 424 127

 

4. Хозяйственные операции за январь 20__ г.

№ п/п

Документ и содержание операции

Сумма, руб.

частная общая
1. Приходный ордер № 161 и ведомость по расчетам с поставщиками поступили материалы по счету 780: оприходованы на склад по цене поставщика железнодорожный тариф НДС на материалы и перевозки     ? ? ?     ?
2 Справка бухгалтерии Сторно материалов в пути на начало месяца НДС   ? ?     ?
3 Ведомость по расчетам с поставщиками Акцептованы счета поставщиков за поступившие материалы: стоимость материалов по цене поставщиков железнодорожный тариф НДС на материалы и перевозки претензии к поставщику     ? ? ? ?   ?
4 Акт № 15 о приемке материалов Поступили материалы без счета: учетная стоимость       3 000
5 Выписка из расчетного счета Перечислено поставщикам за материалы     ?
6 Накладные № 18-20 на сдачу лома и отходов на склад: от основного производства от ликвидации основных средств   1 500 830  
7 Книга покупок Предъявлены к возмещению из бюджета суммы НДС по оплаченным счетам поставщиков       ?

 

Задание 4.

Составить журнал-ордер № 6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за январь 20__ г. используя данные заданий 1, 2, 3.

Журнал-ордер № 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: