Тема № 2. Развитие у дошкольников ориентировки во времени

По МДК.03.04 Теория и методика математического развития

для обучающихся групп 4 «А», 4 «Б» заочной формы обучения

(для выполнения к осенней сессии 4-го курса)

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

2019 – 2020 учебный год

 

ТЕМА № 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ, ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Определение понятий «величина», «мерка», «измерительная деятельность».

2. Особенности восприятия величины дошкольниками.

3. Анализ программных задач по разделу «Величина».

4. Методика работы по формированию представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп детского сада.

 5. Методика обучения измерительной деятельности детей дошкольного возраста.

6. Практическое задание:

- разработать и представить конспект занятия ООД по ФЭМП, включающего задачу развития представлений о величине у дошкольников;

- представить минимум одну фотографию (крупную, на весь формат А-4) в 2-х экземплярах фрагмента занятия с детьми по формированию величинных представлений.

 

 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005. – 68 с.

2.Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2005.

3.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 (5-6) лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.,2006.

4.Венгер А.Л., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления [Текст]. – М.: Дрофа, 2010, - 397

5.Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками // авт.-составители Г.П. Попова, В.И. Усачева. - В., 2006.

6.Колесников Е.В. Математика для дошкольников. - М., 2000.

7.Логика и математика для дошкольников [Текст].  // Авт.- сост. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. – СПб.: Детство. Пресс. – 2002. – С. 31-34, 43-49.

8. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Вклад А.М.Леушиной в разработку содержания и методов формирования элементарных математических представлений //

9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Учебно-методическое пособие, М., 2003.

10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников // Библиотека программы «Детство», С- Пб.2000.

11. Соловьева Е.В. Математика и логика дошкольников. - М., 2000.

12. Познина В.А., Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 38 с.

13. Степанова Г.В. Занятия по математике 6-7 лет (с трудностями в обучении) – М.: Сфера, 2010. – 78 с.

14. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников – М.: Книголюб, 2005.– 36 с.

15.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М., 2000

Дополнительные источники:

1. Ерофеева Т.И. Математическое образование и развитие дошкольников [Текст].. - М., 2000, - 94 с.

2. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо-влево, вверх-вниз [Текст]. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8- лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

3.Смоленцева А.А., Пустовой О.В. и др. Математика до школы. – М.: Детсво-Пресс 2010. – 192 с.

 

                  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В 1-ом вопросе следует, используя словари, дать определения указанных понятий. Можно опираться на психологическое определение «деятельность».

Во 2-ом вопросе – указать, что формирование представлений о величине предметов очень важно для сенсорного развития дошкольников. Развиваются такие умственные операции как классификация, сравнение; знания о величине нужны в разных видах деятельности (игровой, трудовой, изобразительной) и т.д.). детям трудно усвоить относительность величины (один и тот же предмет может быть и большим и маленьким в сравнении с другими предметами).

В 3-ем вопросе, используя таблицу, следует указать задачи развития представлений о величине у детей разных возрастных групп. 

Возрастная группа Содержание программных задач по разделу «Величина» (Программа «От рождения до школы») Усложнения программных задач
     
     
     

После таблицы текстом сделать обобщающие выводы.

В 4-ом и 5-ом вопросах следует раскрыть методику работы с детьми по развитию величинных представлений и умений измерять величину. Необходимо показать как (какими наглядными, словесными, практическими методами, игровыми приемами) и в каких видах деятельности нужно формировать у детей величинные представления и измерительные умения.

Следует представить конспект организации и руководства ОД: ОО «Познавательное развитие» ФЭМП в конкретной возрастной группе, соблюдая требования к оформлению и содержанию. К конспекту  представить фотографию фрагмента занятия, где видна работа с дидактическим материалом по формированию представлений о величине.  

  

ТЕМА № 2. РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Определение понятий «время», «чувство времени», разных временных отрезков.

2. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.

3. Анализ программных задач по разделу «Ориентировка во времени».

4. Методика ознакомления со временем детей 4-го, 5-го года жизни.

5. Методика ознакомления со временем детей 6-го, 7-го года жизни.

6. Практическое задание:

- разработать и представить конспект занятия ООД по ФЭМП с дошкольниками, включающего задачу развития ориентировки во времени;

-  представить минимум одну фотографию (крупную, на весь формат А-4) в 2-х экземплярах фрагмента занятия с детьми по формированию временных представлений у дошкольников.  

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005. – 68 с.

2.Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2005.

3.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 (5-6) лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.,2006.

4.Венгер А.Л., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления [Текст]. – М.: Дрофа, 2010, - 397

5.Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками // авт.-составители Г.П. Попова, В.И. Усачева. - В., 2006.

6.Колесников Е.В. Математика для дошкольников. - М., 2000.

7.Логика и математика для дошкольников [Текст].  // Авт.- сост. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. – СПб.: Детство. Пресс. – 2002. – С. 31-34, 43-49.

8. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Вклад А.М.Леушиной в разработку содержания и методов формирования элементарных математических представлений //

9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Учебно-методическое пособие, М., 2003.

10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников // Библиотека программы «Детство», С- Пб.2000.

11. Соловьева Е.В. Математика и логика дошкольников. - М., 2000.

12. Познина В.А., Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 38 с.

13. Степанова Г.В. Занятия по математике 6-7 лет (с трудностями в обучении) – М.: Сфера, 2010. – 78 с.

14. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников – М.: Книголюб, 2005.– 36 с.

15.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М., 2000

Дополнительные источники:

1. Ерофеева Т.И. Математическое образование и развитие дошкольников [Текст].. - М., 2000, - 94 с.

2. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо-влево, вверх-вниз [Текст]. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8- лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

3.Смоленцева А.А., Пустовой О.В. и др. Математика до школы. – М.: Детсво-Пресс 2010. – 192 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В 1-ом вопросе следует, используя словари, дать определения указанных понятий, определения времени суток, дней недели, времен года.

Во 2-ом вопросе нужно отметить особенности ориентировки детей во временных интервалах (реакция на временные отрезки между кормлением и бодрствованием, роль речи в чувственном отражении времени, развитие чувства времени у детей 4-х – 7-ми лет, особую роль фактора времени в регуляции поведения ребенка. 

 В 3-ем вопросе, используя таблицу, следует указать задачи развития ориентировки во времени у детей разных возрастных групп. 

 

Возрастная группа Содержание программных задач по разделу «Ориентировка во времени» (Программа «От рождения до школы») Усложнения программных задач
     
     
     

 

После таблицы текстом сделать обобщающие выводы.

В 4-ом и 5-ом вопросах нужно раскрыть методику работы по формированию временных представлений у дошкольников. Необходимо показать как (какими наглядными, словесными, практическими методами, игровыми приемами) и в каких видах деятельности нужно развивать у детей чувство времени.

В практическом задании следует представить конспект организации и руководства ОД: ОО «Познавательное развитие» ФЭМП в конкретной возрастной группе, соблюдая требования к оформлению и содержанию. К конспекту представить фотографию фрагмента занятия, где видна работа с дидактическим материалом по формированию представлений о времени.          

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: