СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение терминов «пространственные направления от себя», «заданное направление», «пространственные отношения», «план, схема, марщрут, карта» и т.д.
2. Особенности восприятия пространства детьми дошкольного возраста.
3. Анализ программных задач по разделу «Ориентировка в пространстве».
4. Методика обучения ориентировке в пространстве детей 4-го, 5-го года жизни.
5. Методика обучения ориентировке в пространстве детей 6-го, 7-го года жизни.
6. Практическое задание:
- разработать и представить конспект занятия с детьми конкретной возрастной группы, включающего задачу развития ориентировки в пространстве;
- представить минимум одну фотографию (крупную, на весь формат А-4) в 2-х экземплярах фрагмента занятия с детьми по развитию ориентировки в пространстве.
.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005. – 68 с.
2.Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2005.
|
|
3.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 (5-6) лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.,2006.
4.Венгер А.Л., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления [Текст]. – М.: Дрофа, 2010, - 397
5.Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками // авт.-составители Г.П. Попова, В.И. Усачева. - В., 2006.
6.Колесников Е.В. Математика для дошкольников. - М., 2000.
7.Логика и математика для дошкольников [Текст]. // Авт.- сост. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. – СПб.: Детство. Пресс. – 2002. – С. 31-34, 43-49.
8. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Вклад А.М.Леушиной в разработку содержания и методов формирования элементарных математических представлений //
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Учебно-методическое пособие, М., 2003.
10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников // Библиотека программы «Детство», С- Пб.2000.
11. Соловьева Е.В. Математика и логика дошкольников. - М., 2000.
12. Познина В.А., Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 38 с.
13. Степанова Г.В. Занятия по математике 6-7 лет (с трудностями в обучении) – М.: Сфера, 2010. – 78 с.
14. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников – М.: Книголюб, 2005.– 36 с.
15.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М., 2000
Дополнительные источники:
1. Ерофеева Т.И. Математическое образование и развитие дошкольников [Текст].. - М., 2000, - 94 с.
|
|
2. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо-влево, вверх-вниз [Текст]. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8- лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
3.Смоленцева А.А., Пустовой О.В. и др. Математика до школы. – М.: Детсво-Пресс 2010. – 192 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В 1-ом вопросе следует, используя словари, дать определения указанных терминов.
Во 2-ом вопросе нужно раскрыть особенности ориентировки в пространстве детей раннего и дошкольного возраста.
В 3-ем вопросе, используя таблицу, следует указать задачи развития пространственных представлений и умений детей разных возрастных групп.
Возрастная группа | Содержание программных задач по разделу «Ориентировка в пространстве» (Программа «От рождения до школы») | Усложнения программных задач |
После таблицы текстом сделать обобщающие выводы.
В 4-ом и 5-ом вопросах нужно раскрыть методику работы по формированию ориентировочных представлений у дошкольников. Необходимо показать как (какими наглядными, словесными, практическими методами, игровыми приемами) и в каких видах деятельности нужно развивать у детей чувство пространства..
В практическом задании следует представить конспект организации и руководства ОД: ОО «Познавательное развитие» ФЭМП в конкретной возрастной группе, соблюдая требования к оформлению и содержанию. К конспекту представить фотографию фрагмента занятия, где видна работа с дидактическим материалом по формированию представлений о пространстве.