Тема № 4. Развитие представлений о количестве и счете у детей раннего и дошкольного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Сущность понятий «количество», «счет», «счетная деятельность» и т.д.

 2. Этапы развития счетной деятельности у дошкольников. 

 3. Анализ программных задач по разделу «Количество и счет».

 4.Методика обучения количественному счету детей с младшего до старшего дошкольного возраста.

 5. Методика обучения порядковому счету детей с младшего до старшего дошкольного возраста.

 6. Практическое задание:

- разработать и представить конспект занятия с детьми конкретной возрастной группы, включающего задачу развития счетной деятельности;

- представить минимум одну фотографию (крупную, на весь формат А-4) в 2-х экземплярах фрагмента занятия по развитию счетной деятельности

детей средней (или старшей, или подготовительной) группы.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005. – 68 с.

2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2005.

3.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 (5-6) лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.,2006.

4. Белошистая А.В. Двузначные числа: методика знакомства // Дошкольное воспитание № 4, 2003.

5.Белошистая А.В. Знакомство с арифметическими действиями // Дошкольное воспитание № 10, 2003.

6. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления [Текст]. – М.: Дрофа, 2010, - 397

7. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками // авт.-составители Г.П. Попова, В.И. Усачева. - В., 2006.

8.Колесников Е.В. Математика для дошкольников. - М., 2000.

9. Логика и математика для дошкольников [Текст].  // Авт.- сост. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. – СПб.: Детство. Пресс. – 2002. – С. 31-34, 43-49.

10. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Вклад А.М.Леушиной в разработку содержания и методов формирования элементарных математических представлений //

11.Новикова В.П. Математика в детском саду. Учебно-методическое пособие, М., 2003.

12. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников // Библиотека программы «Детство», С- Пб.2000.

13. Соловьева Е.В. Математика и логика дошкольников. - М., 2000. и т.д.

Дополнительные источники:

1. Ерофеева Т.И. Математическое образование и развитие дошкольников [Текст].. - М., 2000, - 94 с.

2.Смоленцева А.А., Пустовой О.В. и др. Математика до школы. – М.: Детсво-Пресс 2010. – 192 с.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В 1-м вопросе следует дать определения указанных понятий.

Во 2-ом - раскрыть этапность развития счетной деятельности.

В 3-ем вопросе, используя таблицу, следует указать задачи развития счетной деятельности у детей разных возрастных групп. 

 

Возрастная группа Содержание программных задач по разделу «Количество и счет» (Программа «От рождения до школы») Усложнения программных задач
     
     
     

 

После таблицы текстом сделать обобщающие выводы.

В 4-ом и 5-ом вопросах нужно раскрыть методику работы по формированию количественных представлений и представлений о порядковом счете у дошкольников. Необходимо показать как (какими наглядными, словесными, практическими методами, игровыми приемами) и в каких видах деятельности нужно развивать у детей счетные умения.

В практическом задании следует представить конспект организации и руководства ОД: ОО «Познавательное развитие» ФЭМП в конкретной возрастной группе, соблюдая требования к оформлению и содержанию.

К конспекту представить фотографию фрагмента занятия, где видна работа с дидактическим материалом по развитию счетной деятельности дошкольников..

 

 

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

 

 

   (Образец современного учебного конспекта для обучающегося)

 

Конспект проведения ООД:

ОО «Познавательное развитие» ФЭМП

в … группе

МБДОУ «Детский сад № …» города … обучающейся … группы

 Ф.И.О.

                                               Дата проведения: число, месяц, год.

Тема:_______________________________________________________

 

               (В учебном конспекте должно быть 8 пунктов)

1. Программное содержание: из Программы «От рождения до школы»

 

2. Цель: способствовать формированию элементарных математических представлений у детей 7-го года жизни о:

1) количестве и счете,

2)величине,

3)форме,

 4)пространстве,

5)времени – выбрать в зависимости от возраста детей)

 

3. Задачи:

- образовательная: обеспечить уточнение у детей подготовительной группы математических знаний о:

1)

2)

3)

4)

5)

- развивающая: содействовать развитию у детей 7-го года жизни математических умений:

1)

2)

3)

4)

5)

- воспитательная: вызвать желание…(пробудить чувства…)  

 

4. Предварительная работа: (наблюдения за…, рассматривание…, беседа

                                                о…, чтение… и т.д.)

 

5. Оборудование:

- демонстрационный материал (у воспитателя)…

- раздаточный материал (у детей) …

 

6. Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели

                                                                                  (схема), проветривание,               

                                                                                  влажная уборка,         

                                                                            организационная игра и т.д.

 

Методика проведения ООД

(длительность, например, 30 минут)

Структура ОД Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть (1 минута) Мотивировка деятельности детей   Название методов и приемов 2. Основная часть (26минут) Название методов и приемов   Указать задания по решению конкретной образовательной задачи  (1. Задание по количеству и счету   2. Задание по величине   3. Задание по форме   4.Задание по ориентировке в пространстве   5. Задание по ориентировке во времени)   Физкультминутка (между заданиями) Название приемов руководства Дидактическая игра на тему «…» Название приемов руководства 3. Заключительная часть (2 минуты)   Название методов и приемов       Дети слушают     Отвечают      и т.д.

8. Образовательные ресурсы:

МБДОУ «Детский сад № …»  

 

(Образец конспекта для воспитателя)

 

 

Конспект организации и проведения ОД:

ОО «Познавательное развитие» ФЭМП

в … группе общеразвивающей направленности

Тема:_____________________________________

 

 

Провела воспитатель:

Ф.И.О. воспитателя

Категория: Высшая

Дата проведения: число, месяц, год.

 

                                                         г. …

 

1. Цель: способствовать формированию математических

          представлений детей о.(счет, величина, форма, пространство.

           время – выбрать в зависимости от возраста детей)

 

2. Задачи:

- образовательная: обеспечить уточнение математических знаний: …

                              -(обеспечить запоминание…

                               -помочь детям понять…)

- развивающая: содействовать развитию математических умений:

- воспитательная: вызвать  у детей желание…(пробудить чувства…)        

 

3. Предварительная работа: (наблюдения за…, рассматривание…, беседа

                                                о…, чтение…и т.д.)

 

4. Виды деятельности: (перечислить) игровая, коммуникативная,

                                    двигательная, познавательно- исследовательская,  

                                    музыкально-художественная, продуктивная.

 5. Оборудование:

- демонстрационный материал (у воспитателя)

- раздаточный материал (у детей)        

 

6. Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели, 

                                                                                    проветривание,                       

                                                                                     влажная уборка,             

                                                                            организационная игра и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: