Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Тульский государственный университет»
Институт горного дела и строительства
Кафедра «Городского строительства архитектуры и дизайна»
методические указания к практике (архитектурно-обмерная)
Направление подготовки: 07.03.01 Архитектура
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Формы обучения: очная, заочная
Тула 2019 г.
Методические указания разработаны
Доцентом кафедры ГСАиД В.Г. Курковой
рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры
«Городское строительство, архитектура и дизайн»
Института горного дела и строительства.
Протокол № от « » 20 г.
Зав. кафедрой К.А. Головин
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Организация работ по выполнению обмеров 4
Измерительные инструменты 4
Проведение обмерных работ 5
Выполнение обмерных чертежей 6
Требования к отчету по практике 6
Список рекомендуемой литературы 7
1.
Введение
Обучающиеся в период прохождения практики выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики, соблюдают правила внутреннего распорядка организации, на базе которой проводится практика, соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности. В связи с карантинными мерами объекты прошу выбирать самостоятельно, в сообразности с местом фактического пребывания и интереса, который может представлять выбранный архитектурный объект.
Виды работ:
№1 Общие ознакомления с намеченным объектом в натуре и изучение литературных, графических и фотоматериалов, имеющихся по данному сооружению
№2 Предварительное изучение и выполнение рисунков обмеряемого объекта с натуры и фотографирования
№3 Выполнение черновой зарисовки планов, фасадов, размеров и деталей
№4 Обмер внутренних контуров. Составление обмерных схем («кроков»)
№5 Обмер внешних контуров и планов
№6 Обмер фасадов и разрезов
№7 Обмер детали
№ 8 Камеральная обработка обмерных материалов, выполнение обмерных чертежей, графическая подача, выставка и сдача всех материалов архитектурно-обмерной практики
Организация работ по выполнению обмеров
Работы по выполнению учебных обмеров должны вестись в следующей последовательности:
После получения задания по конкретному объекту вся группа под руководством преподавателя знакомится с объектом предстоящих обмеров. В соответствии с заранее намеченной схемой работ группа делится на бригады не менее трех человек. В каждой бригаде назначается ответственный, который отвечает за работу всех членов бригады и качество обмеров.
Обмеры выполняются с соблюдением правил техники безопасности, с которыми студентов знакомит руководитель практики под роспись.
Обмеры объекта начинаются с общего ознакомления с ним в натуре, которое сопровождается изучением литературных источников, выяснения времени его создания. авторства, характера первоначального использования. При визуальном изучении объекта необходимо установить, из каких материалов он выполнен, характер отделки. Выявленные данные заносятся в черновик пояснительной записки к отчету по обмерам.
Следующим этапом работы является составление подготовительных черновых зарисовок, которые называются «кроки» (от французского слова «набрасывать, чертить»); снятие натуральных размеров с нанесением их на кроки; камеральное выполнение обмерных чертежей и окончательное оформление выполненной работы.
Измерительные инструменты
Инструментами для обмеров могут служить различные линейки, отвес, рейки, угольники, складные метры, штангенциркули.
Рулетки применяются как тесьмяные, так и стальные. Тесьмяную рулетку время от времени надлежит сверять со стальной, выводить и записывать поправку.
Отвес – самый простой, но и необходимый инструмент при обмерах крупных форм. Может быть сделан на месте работы: камень, привязанный к шнуру, является достаточно хорошим отвесом. Отвес употребляется преимущественно для промеров выноса выступающих частей. Верхний конец шнура для этого закрепляют в той точке выступающей части, вынос которой хотят определить; затем. Когда шнур перестанет качаться, промеряют линейкой расстояние выноса между очерком формы и линией шнура.
Для проведения горизонтальных линий применяются прямой уровень с воздушным пузырьком и водяной уровень с резиновой трубкой.
Прямой уровень с воздушным пузырьком состоит из стеклянной трубки, прикрепленной к строго геометрически обработанному бруску. В наполненной жидкостью трубке есть воздушный пузырек, который при горизонтальном положении бруска должен находиться точно в центре.
Водяной уровень состоит из двух стеклянных трубок с делениями, соединенных между собой длиной резиновой трубкой. Весь прибор наполняется водой, которая в поставленных вертикально стеклянных трубках находится на одном уровне. Во время работы трубки отодвигают возможно дальше одна от другой, делают отметки на стенах на том уровне, где стоит вода, и соединяют их горизонтальной линией, отбиваемой по шнурку.
Проведение обмерных работ
Студенты, проводящие обмеры, должны иметь необходимый минимум оснащения для работы:
планшеты и легкие доски для бумаги формата А3;
папки пластиковые для хранения крок;
листы ватмана формата А3 и листы кальки;
карандаши автоматические с грифелями разной мягкости;
закрепленные на шнурке ластик и карандаш;
шило;
угольник;
резак;
складной стульчик или туристический коврик.
Собственно обмерные работы включают в себя выполнение «крок». Кроки представляют собой чертежи, выполненные «от руки, на глаз» с сохранение пропорций. От тщательности и точности черновых зарисовок во многом зависит качество обмера. Кроки выполняются на плотных листах бумаги формата А3 и только с одной стороны. Карандашная линия должна быть четкой и не двоиться. В процессе дальнейшей работы на кроки наносятся все получаемые размеры. Обмеры и изучение деталей имеют важное значение. При измерении криволинейных профилей обломов на каждом из них фиксируются по нескольку точек, а на прямолинейных профилях следует фиксировать только положение их верхней и нижней точки.
Если рельефные детали зданий (такие, как карнизы или пояски) имеют перпендикулярные их направлению сквозные щели (например, швы с выветрившимся раствором), то можно, вложив в подобную щель лист бумаги, обвести на ней контур профиля детали. Такой способ изображения профилей и проще, и точнее их обмеров, поэтому всюду, где только можно, следует использовать именно его.
Можно получать шаблоны с профилей с помощью так называемой гребенки, в к жесткие металлические полоски свободно выдвигаются из держателя, фиксируя измеряемый профиль.
Детали, обладающие слабым рельефом, лучше всего копировать непосредственно на мягкую бумагу или кальку, притирая ее к рельефу, получая так называемые «протирки». Этот способ хорош при обмерах кованых или литых решеток.
При обмерах сложных рельефных архитектурных или скульптурных деталей, занимающих большие поверхности, рисунок следует закреплять с помощью клетчатой сетки. С небольших рельефных архитектурных или скульптурных деталей можно делать эстампажи или муляжи – рельефные оттиски. Материалом для них может служить обыкновенный пластилин, глина или размоченная бумага (папье-маше). При снятии пластилиновых оттисков деталь следует предварительно смочить водой. А если для этой цели применяется бумага, то деталь, если ее материал позволяет это, можно покрыть каким-либо жиром. Бумагу надо брать рыхлую, слабо проклеенную и накладывать ее несколькими слоями, плотно прижимая и притирая к рельефу. В полученных таким образом формах делают гипсовые отливки.
На простановку размеров на кроках следует обращать особое внимание. Размерные и выносные линии, а также соответствующие им цифры, должны быть четкими и ясными. Для устранения погрешности в измерениях промеры делают от нулевого деления рулетки с «нарастающим итогом» (в соответствии с рис. 5), а не частями. На обмерных чертежах размеры должны быть пересчитаны и проставлены в полном соответствии с требованиями оформления архитектурно-строительных чертежей («цепочкой»).