II. Технологические аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность и задает структуру также и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ № 273, гл.1, ст.2, п.9).

2.1. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела:

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик дополнительных общеразвивающих программ: объем, содержание, планируемые результаты»:

 пояснительная записка;

 цель и задачи программы;

 содержание программы;

 планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»:

 календарный учебный график;

 условия реализации программы;

 формы аттестации;

 оценочные материалы;

 методические материалы;

 рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

 список литературы.

2.2. Комплекс основных характеристик структурных элементов программы.

2.2.1. Титульный лист (лат.Titulus — «надпись, заглавие») программы - страница, предваряющая текст программы, служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, населенный пункт и год ее разработки).

2.2.2. Раздел «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

Пояснительная записка программы включает в себя:

направленность дополнительной общеобразовательной программы;

актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;

отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;

адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;

уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; срок освоения программы - определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

формы обучения;

режим занятий;

особенности организации образовательного процесса.

2.2.2.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы. Характеризуя направленность дополнительной общеобразовательной программы, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности.

Следует обратить внимание на то, что направленность программы определяется не направлением деятельности, а ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целями и задачами программы. Так, например, программа клуба ГТО может быть не физкультурно-спортивной, а социально-педагогической направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современное общество (лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными трудностями и т.д.).

2.2.2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данного конкретного учреждения), субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении.

Большим потенциалом в продуцировании нового в образовательной программе обладают процессы интеграции смежных направлений либо даже разных направленностей.

Новизна может также касаться отдельных компонентов образовательной программы, например, при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии.

В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного составитель программы внѐс при еѐ разработке в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем.

Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д. Важно найти актуальные, значимые моменты для конкретной дополнительной общеобразовательной программы, необходимо объяснить, почему именно данная программа (еѐ направление, вид деятельности) важны и актуальны для современных детей, для нашего времени.

Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в решении этой проблемы со стороны других участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов школ и т.д.).

Педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности составителем (разработчиком) программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. Важно показать собственные взгляды педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в программе условий для социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося; наличие инновационных подходов.

2.2.2.3. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ. В данном разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Соответственно, педагог должен владеть информацией, иметь широкий кругозор по имеющейся литературе по данному виду деятельности.

Данный раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом «Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность».

2.2.2.4. Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики. В данном разделе дается характеристика возрастно- психологических особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования групп, количество обучающихся в группе (Приложение №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Разработчику программы необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная общеобразовательная программа: пол, возраст, степень предварительной подготовки, предполагаемый состав групп одновозрастные или разновозрастные, уровень образования, степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье детей и т.д., то есть указать характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения. Может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов.

Может быть дана информация об особой категории детей, для которых предназначена программа (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проявившие выдающиеся способности и др.), наполняемость групп, условия приема детей (могут быть указаны условия дополнительного набора детей). Так, в объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания (например, входное тестирование, собеседование, прослушивание и пр.).

2.2.2.5. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы.

В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 75%, рекомендуется реализовать программы на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, а также предусматривать реализацию краткосрочных программ (от 16 ч.), в том числе в формате «интенсивов», либо при разработке программы использовать модульно-блочный принцип построения.

2.2.2.5.1. К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются для ознакомления со спецификой дисциплины детям в возрасте от 5 до 16 лет.

Основные требования к программе ознакомительного уровня представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные требования к программе ознакомительного уровня

Критерий Показатель  
Цель программы ознакомительного уровня   Путем пробного погружения в предметную сферу создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащегося и обеспечения им овладения элементарной компонентной грамотностью, что позволит ребенку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования. Реализуемые на ознакомительном уровне программы создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлены на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребенка с учетом его интересов и способностей.
Содержание программы Ознакомительная программа должна быть связаны с базовой и углубленной программой педагога, как бы предварять их. В пояснительной записке ознакомительной программ целесообразно указать, на какие образовательные программы базового/углубленного уровня данного учреждения ориентирует детей предлагаемая ознакомительная программа. В случае отсутствия такого соответствия следует познакомить родителей с возможными перспективами разработки новых базовых программ по тематике ознакомительной программы либо перечислить те учреждения, где ребенок может продолжить образование по тематически близким базовым программам.
Реализация программы   Программа должна носить выраженный деятельностный характер, создавать возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне первичного знакомства с ней; это потребует создания интерактивной развивающей тематической среды для реализации ознакомительной программы, а также применения соответствующих методик
Срок реализации программы   Срок освоения программы – не менее 16 часов, но не более 72 часов. По количеству часов в неделю и наполняемости групп ознакомительные программы должны соответствовать требованиям СанПиН.
Набор Принимаются все желающие от 5 до 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья
Формы проведения занятий Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Образовательные технологии   Игровые, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, диалогового обучения, репродуктивные и др., направленные на формирование у учащихся мотивации к познанию
Кадровые условия реализации программы   Для реализации ознакомительных программ требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Результат обучения в количественном выражении Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся

 

2.2.2.5.2. Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определѐнного вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаѐт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.

Основные требования к программе базового уровня представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерий Показатель  
Цель программы базового уровня   Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду (направлению) деятельности. Освоение базовых знаний, умений и навыков по определенному виду деятельности. Расширение спектра специализированных знаний по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения, развитие личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых.
Содержание программы Базовая программа должна быть связана с углубленной программой педагога. В случае отсутствия программы углубленного уровня, по запросам потребителей образовательной услуги следует предложить возможный индивидуальный образовательный маршрут обучающегося через освоение программы углубленного уровня, представив родителям и ребенку перспективу развития либо перечислить те учреждения, где ребенок может продолжить образование по тематически близким углубленным программам. В пояснительной записке программы базового уровня целесообразно указать, на какие образовательные программы углубленного уровня данного учреждения ориентирует детей предлагаемая базовая программа.
Реализация программы   Программа должна носить выраженный деятельностный поисково-исследовательский характер, создавать возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне изучения определенной предметной сферы; это потребует создания интерактивной развивающей тематической среды для реализации программы базового уровня.
Срок реализации программы   Программа базового уровня, реализуется не менее 1 года (не менее 144 ч. в год). Время обучения – от 3 до 6 часов в неделю. По количеству часов в неделю и наполняемости групп программы должны соответствовать требованиям СанПиН.
Набор Принимаются все желающие от 5 до 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с целью выяснения уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т.п.)
Формы проведения занятий Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Обучение в малых группах
Образовательные технологии   Технологии проблемного, модульного, диалогового, дифференцированного и индивидуализированного дистанционного обучения; игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные технологии, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию. Используются интерактивные методики (ролевые игры, метод проектов, постановка эксперимента, профильные экскурсии с «погружением» в практику тематической области и др.). Особое внимание уделяется рефлексии.
Кадровые условия реализации программы   Для реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Результат обучения   Результатом обучения является участие не менее 50% обучающихся в общегородских (районных) мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призеров общегородских (районных) мероприятий и переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

 

2.2.2.5.3. Углубленный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности.

Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.

Основные требования к программе углубленного уровня представлены в таблице 4.

Таблица 4

Основные требования к программе углубленного уровня

Критерий Показатель  
Цель программы базового уровня   Развитие компетентности учащихся в образовательной области и формирование навыков на уровне практического применения. Формирование устойчивой мотивации к профильному самоопределению, потребности в творческой деятельности и самореализации в рамках выбранного вида деятельности. Формирование метапредметных компетенций. Формирование компетенций успешной личности:  ценностно-смысловых (гражданской позиции, значимости собственной культурной среды);  социально-трудовых (знание маршрута своего профильного развития, умение оценивать труд коллег, бережное отношение к результатам своей и чужой деятельности); Коммуникативных (умение работать самостоятельно и в команде, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения, умение слышать других и др.).
Содержание программы Формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков. Раскрытие творческих способностей личности в избранном виде деятельности на уровне высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области. Активное участие в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Сформированность ориентации на определенную профессию. Продолжение обучения в профессиональных ОО (уровень среднего профессионального и высшего образования).
Реализация программы   Программа должна носить выраженный исследовательский, творческо-продуктивный и поисковый характер, создавать возможность активного практического погружения детей в профессиональную среду предметной сферы; что потребует создания интерактивной развивающей тематической среды для реализации программы углубленного уровня
Срок реализации программы Не менее 2 лет, 4-8 ч. в неделю.  
Набор Принимаются все желающие не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Набор проходит на основании результатов итоговой аттестации освоения программ базового уровня (в той же предметной области) или по итогам вступительных испытаний (определение уровня знаний предметной области, наличия способностей и стремления к творческой или проектно-исследовательской деятельности)
Формы проведения занятий Групповая, индивидуальная  
Образовательные технологии   Проектно-исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуализированного обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения; игровые, дистанционного обучения и др., направленные на развитие мотивации в выборе профессии, самоопределение и самореализацию. Особое внимание уделяется рефлексии.
Кадровые условия реализации программы   Для реализации программ углубленного уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Результат обучения в количественном выражении Результатом обучения по программе углубленного уровня является участие не менее 50% обучающихся в муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях,

 

2.2.2.5.4. При реализации многоуровневых программ для повышения мотивации учащихся необходимо разработать систему стимулирующего поощрения достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, будет получать отличительные знаки за освоение каждого уровня программы.

2.2.2.5.6. Под «интенсивами» следует понимать такую форму реализации дополнительной общеобразовательной программы, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. Организационными формами реализации интенсивов могут быть временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий: поисковые и научные исследования, праздники, проекты, акции, многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции и пр.

2.2.2.5.7. Блочно-модульный принцип построения дополнительной общеобразовательной программы предполагает составление программы из независимых целостных блоков. При этом образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню освоения, содержанию), затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Таким образом, срок реализации программы будет зависеть от уровня программы, от формата реализации, принципа построения программы, от направленности и от сложности поставленной цели.

2.2.2.6. Формы обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).

2.2.2.7. Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий - общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю;

2.2.2.8. Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально (Приказ №1008, п.7); состав группы (постоянный, переменный и др.); занятия (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.

2.2.3. Цель и задачи программы - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.

2.2.3.1. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Для написания формулировки можно использовать «ключевые» слова: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование, становление и т.д. Цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужносделать, чтобы достичь цели.

2.2.3.2. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

 образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

 личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

 метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

2.2.3.3. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения.

2.2.4. Содержание программы должно быть отражено в учебном плане

2.2.4.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения

 учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п.22; ст. 47, п.5).

Таким образом, учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы должен содержать: наименование разделов и тем, определять последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, аудиторных и внеаудиторных форм реализации программы, индивидуальные, групповые формы работы, всем составом объединения, а также форм контроля).

Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения.

2.2.4.2. Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

 содержание составляется согласно УП;

формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;

необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

 материал следует излагать назывными предложениями;

содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

 в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

2.2.5. Планируемые результаты. В данном блоке программы необходимо сформулировать:

2.2.5.1. Предметные результаты: требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

2.2.5.2. Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:

мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные

ориентации);

когнитивным (знания, рефлексия деятельности);

операциональным (умения, навыки);

эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

2.2.5.3. Метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы, означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

2.3. Календарный учебный график программы – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая:

 даты начала и окончания учебных периодов/этапов;

 количество учебных недель или дней;

 продолжительность каникул;

 сроки контрольных процедур;

 организованных выездов, экспедиций и т.п.;

2.3.1. Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

2.3.2. Организация дополнительного образования имеет право выбора оформления календарного учебного графика, закрепив его форму через локальный акт образовательной организации.

2.3.2. Условия реализации программы. К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

 материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе;

 перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

 информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

 кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

2.3.3. Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, гл. I).

Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III).

2.3.3.1. Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью установления:

соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

2.3.3.2. Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58), который должен быть размещен на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Приказ № 1008, п.17).

2.3.3.3. Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации (ст.60), могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.

2.3.3.4. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

2.3.3.5. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

2.3.4. Оценочные материалы. В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).

2.3.5. Методические материалы. Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся.

2.3.5.1. Методические материалы включают в себя:

описание методов обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

описание технологий, в том числе информационных (технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.);

формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер- класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;

тематику и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы и др.);

дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.;

 алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов.

2.3.6. Список литературы. При составлении списка литературы необходимо учитывать:

основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;

 наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.

2.2.12.1. Список должен быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

2.2.12.2. Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок, в том числе и для интернет-ресурсов.

2.4. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определѐнном порядке:

2.4.1. Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на педагогическом совете образовательной организации – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы.

2.4.2. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического/методического совета.

2.4.3. Утверждение образовательной программы осуществляется приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) на основании решения педагогического/методического совета.

Только после утверждения программы приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

2.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Приказ № 1008, п. 11).

2.6. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»:

о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам;

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (ФЗ ст.29, п.1, п.2).

2.7. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей учащихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок 1008, п.9), и устанавливаются по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся (Порядок 1008, п.9 и п.13).

2.8. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ФЗ № 273, ст.30, п.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: