РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Тамбовский техникум железнодорожного транспорта
(ТаТЖТ – филиал РГУПС)
УТВЕРЖДаю Заместитель директора по УВР _________________/ О.И. Тарасова/ 26 июня 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
История
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Организация-разработчик: Тамбовский техникум железнодорожного транспорта
(ТаТЖТ – филиал РГУПС)
Разработчик:
Васильева Татьяна Владимировна - преподаватель Тамбовского техникума железнодорожного транспорта – филиала РГУПС
Рецензенты:
Чуркина Наталья Валерьевна – преподаватель высшей категории Тамбовского техникума железнодорожного транспорта – филиала РГУПС
Баранова Светлана Викторовна – кандидат педагогических наук, преподаватель истории МАОУ лицея №14 им. А.М. Кузьмина г. Тамбова
Рекомендована цикловой комиссией общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Протокол № 10 от 14 июня 2020 г.
Председатель цикловой комиссии
общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин __________________ Э.Ю. Мироненко
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»………………………………………………………………………………..4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»…......................................................................................................................6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»……………....................................................................10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»…………………………………………………………12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО.
23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально – экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Формируемые компетенции ОК 1 - 9
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час;
самостоятельной работы обучающегося 9 часов, в том числе домашняя работа – 5 часов, консультации по подготовке индивидуального проектного задания – 4 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
| |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 44 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 9 |
в том числе: | |
работа со справочным материалом, документами, составление таблиц, | 3 2 |
консультации по написанию проектов, сообщений | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | 21 | |||
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. | 2 | 1 | |
Практические занятия. 1.Основные направления внешней политики СССР 1970-х – 1980-х гг. 2. Война в Афганистане 1979-1989 гг. | 8 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР « новой общности советского народа », носителя « советской цивилизации » и « советской культуры »? Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. | 1 | 2 | ||
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. | Практические занятия 1. Ликвидация Советских режимов в Восточной Европе в 1980-х гг. 2. Политика перестройки. 3. Распад СССР. | 8 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Напишите ( в объеме 2-3 стр .) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990гг ., альтернативного « новому мышлению ». Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события « балканского кризиса » 1998-2000 гг. | 2 | 2 |
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века. | 39 | ||
Тема 2.1. Социально-экономическое развитие РФ в 90 – е гг | Практические занятия 1. Сравнительная характеристика политических руководителей СССР - М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина. 2. Курс реформ и политический кризис 1993 г. 3.Углубление политического и социально – экономического кризиса. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Предложите в тезисной форме перечень важнейших задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько летв форме эссе. | 1 | 2 | |
Тема 2.2. Постсоветское пространство в к. XX – нач. XXI вв. | Практические занятия 1. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. 2. Межнациональный конфликт в Чеченской республике за 1990-2009 гг. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Подготовьте подборку фотоматериалов по теме Конфликт в Чечне. Напишите эссе на тему Суверенитет субъектов РФ. Существуют ли отличия в содержании понятий « суверенитет », « независимость » и « самостоятельность » по отношению к государственной политике. Ответ объясните. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. | 2 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Практические занятия 1. Российская Федерация в планах международных организаций. 2. Курс на стабилизацию. 3. Современное образование 4. Внешняя политика РФ к. 1990-х нач. 2000 –х гг. 5. Новый этап развития России | 12 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв. | 2 | 2 | |
Тема 2.4. Перспективы развития РФ в современном мире. | Содержание учебного материала 1.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей 2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов. 3. Сохранение индивидуальной свободы человека и его убеждений в современных условиях. | 5 | 1 |
Практические занятия 1. Отношения РФ и Украины на современном этапе. 2. Духовная жизнь современной России. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? | 1 | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).