Основными показаниями к использованию интегративного теста тревожности являются массовые (скрининговые, проспективные] исследования различных контингентов испытуемых – взрослых и подростков в целях первичной профилактики психической дезадаптации При этом следует учитывать, что диагностика тревоги м тревожности должна проводиться в рамках комплексного (многомерного) исследования. а анализ результатов – учитывать и другие данные клинико-психологических исследований, представленных в форме формализованной истории болезни (карты и т.п.). Такой подход позволит в полной мере использовать современные информационные технологии и вычислительную технику.
В качестве относительно изолированного инструмента псикологической диагностики ИТТ может эффективно использоваться при оценке эффективности психофармакотерапии и психотерапии тревожных расстройств, ибо специфика теста позволяет его применение многократно, собенно в небольшой батарее из других, близко направленных методик (для повышения общей надежности результатов). Естественно. что тест, как и большинство специализированных опросников, мотивационно не защищен и данные, полученные с его помощью, не могут служить мерой объективности в диагностическом процессе.
|
|
Противопоказания к применению ИТТ практически не существуют, за исключением тех, что являются общими для пользования и других тестовых методик в психиатрической клинике (нарушения сознания, ажитированные аффективные состояния и т.п).
Авторы разработки будут благодарны пользователям теста за замечания и конструктивные предложения по его усовершенствованию.
Приложение 1
Регистрационный бланк шкалы СТ-С
ИТТ
Шкала СТ-С
Фамилия, И.О.____________________________Возраст_______________
Дата_____________ Место обследования___________________________
Ниже Вам предложены несколько утверждений, касающихся Вашего эмоционального состояния.
В отношении каждого из них нужно решить – насколько данное состояние выражено именно СЕЙЧАС, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, СЕГОДНЯ. В зависимости от этого поставьте “+” в одну из четырех граф.
Совсем нет | Слабо выражено | Выражено | Очень выражено | |
1. Я нахожусь в напряжении | ||||
2. Я расстроен | ||||
3. Я тревожусь о будущем | ||||
4. Я нервничаю | ||||
5. Я озабочен | ||||
6. Я возбужден | ||||
7. Я ощущаю непонятную угрозу | ||||
8. Я быстро устаю | ||||
9. Я не уверен в себе | ||||
10. Я избегаю любых конфликтов | ||||
11. Я легко прихожу в замешательство | ||||
12. Я ощущаю свою бесполезность | ||||
13. Я плохо сплю | ||||
14. Я ощущаю себя утомленным | ||||
15. Я эмоционально чувствителен |
|
|
Сырые баллы | Станайны | |
Общий показатель |
ЭД | АСТ | ФОБ | ОП | СЗ | |
Сырые баллы | |||||
Станайны |
Приложение 2
Регистрационный бланк шкалы СТ-Л
ИТТ
Шкала СТ-Л
Фамилия, И.О.____________________________Возраст_______________
Дата_____________ Место обследования___________________________
Ниже Вам предложены несколько утверждений, касающихся Вашего эмоционального состояния.
В отношении каждого из них нужно решить – КАК ЧАСТО на протяжении последнего времени (например, на протяжении последнего года) Вы его испытывали. В зависимости от этого поставьте “+” в одну из четырех граф.
Почти никогда | Редко | Часто | Почти все время | |
1. Я находился в напряжении | ||||
2. Я расстраивался | ||||
3. Я тревожился о будущем | ||||
4. Я нервничал | ||||
5. Я бывал озабочен | ||||
6. Я бывал возбужден | ||||
7. Я ощущал непонятную угрозу | ||||
8. Я быстро уставал | ||||
9. Я бывал не уверен в себе | ||||
10. Я избегал любых конфликтов | ||||
11. Я легко приходил в замешательство | ||||
12. Я ощущал свою бесполезность | ||||
13. Я плохо спал | ||||
14. Я ощущал себя утомленным | ||||
15. Я бывал эмоционально чувствителен |
Сырые баллы | Станайны | |
Общий показатель |
ЭД | АСТ | ФОБ | ОП | СЗ | |
Сырые баллы | |||||
Станайны |
СОДЕРЖАНИЕ
ОПИСАНИЕ МЕТОДА................................................................................................................ 4
1. Формула метода..................................................................................................................... 4
2. Материально-техническое обеспечение метода................................................................. 4
3. Технология использования метода...................................................................................... 5
3.1. Шкалы методики............................................................................................................. 9
3.2. Надежность и валидность методики........................................................................... 10
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА....................... 13
Приложение 1........................................................................................................................... 14
Приложение 2........................................................................................................................... 15
[1] Международная классификация болезней (10-й пересмотр): классификация психических и поведенческих расстройств, пер. с англ., СПб., 1994.
[2] Ю.А.Александровский. Погранничные сосстояния (руководство для врачей). М., 1993.
[3] Б.Д.Карвасарский. Неврозы (руководство для врачей). Л., 1980.
[4] А.Анастази. Психологическое тестирование. М., 1982.
[5] О.П.Елисеев. Конструктивная психология и типология личности. 1994.
[6] Г.В.Залевский. Дифференциально-диагностическая оценка психической ригидности при основных нервно-психических расстройствах. Методические рекомендации АМН СССР, Томск, 1987.