МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
_______________________________________________________________________
ПРИМЕНЕНИЕ
ИНТЕГРАТИВНОГО ТЕСТА ТРЕВОЖНОСТИ
(ИТТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Санкт-Петербург
2003
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
_______________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
И.о. начальника Управления научных учреждений | Заместитель министра |
___________Н.Н.Самко | _____________А.Д.Царегородцев |
26.03.1997 г. | 27.03.1997 г. |
ПРИМЕНЕНИЕ
ИНТЕГРАТИВНОГО ТЕСТА ТРЕВОЖНОСТИ
(ИТТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Санкт-Петербург
2003
Методические рекомендации разработаны в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.
Авторы составители: канд. психол. наук А.П.Бизюк, доктор мед. наук, профессор Л.И.Вассерман, канд. мед. наук Б.В.Иовлев.
Методические рекомендации посвящены технологии разработки и применению психологической тестовой методики "Интегративный тест тревожности” (ИТТ). Рекомендации содержат обоснование новизны и медико-психологической значимости теста, два варианта стимульного материала для испытуемых, описание специфики работы с тестом, данные о его валидности и опыте практического применения.
|
|
Методические рекомендации рассчитаны на врачей и психологов, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.
3-е издание
Ó Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева
Ó Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В.
Санкт-Петербург
2003
ОПИСАНИЕ МЕТОДА
Формула метода
Новая оригинальная методика является экспресс-диагностическим медико-психологическим инструментом для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной (реактивной) переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики. Принципиально новым в разработанной методике является:
1.1. Технология получения стимульного материала – утверждений для личностного субъективного шкалирования. Для получения словаря смыслов, отражающих понятия тревога и тревожность, был использован метод контент-анализа и экспертных оценок множества определений упомянутого состояния и свойства, выделенных из различных источников: руководств по психиатрии и психологии, монографий. специальных словарей, международных классификаций болезней и синдромов различных лет издания, а также ряда других специальных опросников для диагностики тревоги. После необходимых селективных процедур, направленных на устранение синонимичности или смысловой близости вербальных обозначений, экспертами (психиатрами и клиническими психологами) из общего перечня отображенных определений были выделены только 15, в отношении которых у авторов первоисточников не было существенных противоречий (наибольшая частота встречаемости) и которые, по мнению экспертов, отражали максимальное разнообразие при относительно "узком" списке.
|
|
1.2. Вторым существенным элементом новизны теста является его многомерность (интегративность), которая реализуется путем выделения 6 дополнительных компонентов (субшкал), раскрывающих содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого тестом: эмоциональный дискомфорт, астенический и фобический компоненты, тревожная оценка перспектив и социальная защита. Эти субшкалы также оцениваются по степени их выраженности наряду с общей оценки тревоги и тревожности, однако дают возможность рассматривать последние как сложные и неоднозначные понятия, квалификация которых чрезвычайно важна для дифференцированной фармако- и психотерапии.
1.3. Впервые при разработке методики были получены нормативные данные не только для взрослой выборки, но и для подростков, что позволяет адекватно применять ИТТ у этого контингента испытуемых.
Материально-техническое обеспечение метода
Интегративный тест тревожности (ИТТ) является оригинальным опросником для субъективного личностного шкалирования или психологической диагностики эмоционально-личностных свойств испытуемых и оценкой их степени выраженности на основе психометрических характеристик.
Полученные в результате контент-анализа и экспертных оценок содержательные характеристики тревожности переформулировались таким образом, чтобы их можно было использовать в качестве стимульного материала – пунктов опросника: они задаются от первого лица и звучат максимально кратко. Для соотнесения с другими методиками в новом тесте было признано целесообразным использовать традиционную четырехбалльную систему градаций ответов, один из вариантов которой отражал отсутствие данного признака (оценивается как 0 балов), два других связываются с признанием у себя различных промежуточных степеней представленности признака (оцениваются как 1 и 2 балла), и последний – как максимально мыслимая испытуемым степень его выраженности (3 балла). Таким образом, максимальное количество сырых баллов, которое может набрать испытуемый – 45.
В соответствии с теоретической и эмпирической целесообразностью следует рассматривать тревогу как состояние и как личностно-типологическое свойство. Испытуемому предлагаются два варианта инструкции к шкалам ИТТ: первая ориентирует его на оценку себя сейчас, на текущий момент, сегодня, а второй вариант – на оценку своего обычного состояния на протяжении относительно длительного времени, например, на протяжении последнего года. Отсюда следуют различные формулировки градации ответов. В первом случае речь идет о степени выраженности признака: “Совсем нет”, “Слабо выражено”, “Выражено”, “Очень выражено”. Во втором – о частоте встречаемости: “Почти никогда”, “Редко”, “Часто”, “Почти все время”. Таким образом, мы имеем две равнозначных шкалы методики ИТТ, которые получили условное название СТ-С (ситуативная) – первая, СТ-Л (личностная) – вторая.
СТ-С 1. Я нахожусь в напряжении 2. Я расстроен 3. Я тревожусь о будущем 4. Я нервничаю 5. Я озабочен 6. Я возбужден 7. Я ощущаю непонятную угрозу 8. Я быстро устаю 9. Я не уверен в себе 10. Я избегаю любых конфликтов 11. Я легко прихожу в замешательство 12. Я ощущаю свою бесполезность 13. Я плохо сплю 14. Я ощущаю себя утомленным 15. Я эмоционально чувствителен | СТ-Л 1. Я находился в напряжении 2. Я расстраивался 3. Я тревожился о будущем 4. Я нервничал 5. Я бывал озабочен 6. Я бывал возбужден 7. Я ощущал непонятную угрозу 8. Я быстро уставал 9. Я бывал не уверен в себе 10. Я избегал любых конфликтов 11. Я легко приходил в замешательство 12. Я ощущал свою бесполезность 13. Я плохо спал 14. Я ощущал себя утомленным 15. Я бывал эмоционально чувствителен |
|
|
Обследование по обеим шкалам обычно отнимает не более 5 минут, расчет общих баллов тревоги-тревожности для СТ-Л и СТ-С – не более минуты.
Средний фактический балл, полученный для нормативной группы из 540 практически здоровых лиц в возрасте от 22 до 55 лет равен 11,91 (стандартное отклонение – 4,58). Статистически достоверных различий для СТ-Л и СТ-С, а также отдельно для мужчин и женщин получено не было, хотя тенденцию более высокой тревожности женщин все же следует отметить, что, как известно, отмечается и в литературе. Нормативные материалы для подростков (12-15 лет – 520 человек) дали средний балл 12,88 (сигма = 5,5), однако здесь, в отличие от взрослого контингента разница средних для юношей и девушек оказалась статистически достоверной с надежностью р < 0,001 (соответственно, юноши – 11,64 и девушки – 14,13 балла).
В данном варианте методика предназначается для традиционной ручной обработки и рекомендуется для оценки общей характеристики тревоги-тревожности, что при лаконичности и простоте обработки делает ее полезной для использования в массовых скрининговых обследованиях при выделении группы риска, либо для многократного тестирования в лонгитюдных программах.
С целью дифференцирования и детализации представления о влияниях различных компонентов самооценки испытуемого как носителя тревоги, в отношении накопленного эмпирического материала был применен метод факторного анализа, что позволило в структуре 15 признаков выделить 5 факторов, интерпретируемых, как уже говорилось, в качестве вспомогательных шкал, а именно “эмоциональный дискомфорт” (ЭД), “астенический компонент тревожности" (АСТ), “фобический компонент” (ФОБ), “тревожная оценка перспективы” (ОП) и “социальная защита" (СЗ) (факторы даны в порядке убывания объяснимой дисперсии – соответственно – 2,082; 1,512; 1,459; 1,458, 1,280). Подробное описание эквивалентных им вспомогательных шкал приводится ниже. Для повышения диагностического потенциала методики, было признано целесообразным использовать полученные факторные нагрузки по признакам в качестве диагностических коэффициентов новых вспомогательных шкал, построенных на базе извлеченных факторов. Во-первых, это увеличивает информативность методики, а во-вторых, повышая надежность принятия решения, обеспечивает высокий уровень дифференцированности значений отдельных признаков как субкомпонентов тревоги-тревожности.
|
|