Структура и содержание письменной экзаменационной работы

Автор: Саросек С.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По подготовке и оформлению

Выпускной квалификационной работы

Для студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих

 

 

 

Новозыбков, 2016


ББК____

УДК____

 

 

Автор:

С.В. Саросек - заместитель директора ГБОУ СПО НППК по научно-методической работе.

 

Методические рекомендации по подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Новозыбков, 2016. 25 с.

 

Рецензент: Т.А. Шаповалова, методист ГБОУ СПО НППК

 

 

Рекомендовано к использованию научно-методическим Советом колледжа в качестве методических рекомендаций для студентов  и преподавателей.

Протокол № 4 от 24 марта 2016 г.

 

© ГБПОУ НППК, 2016




Содержание

1. Общие положения………………………………………………... 4
2. Структура и содержание письменной экзаменационной работы………………………………………………………………   10
3. Требования к оформлению письменной экзаменационной квалификационной работы………………………………………   14

Приложение……………………………………………………………...

22

Общие положения

Выпускная квалификационная работа является формой Государственной (итоговой) аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.

Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний и умений, формированию общих и профессиональных компетенций.

Защита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Выполнение выпускной квалификационной работы по программам подготовки квалифицированных рабочих состоит из аттестационных испытаний следующих видов:

- выполнение выпускной практической квалификационной работы в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;

- выполнение и защита письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме, определяемой образовательным учреждением.

    Выпускная квалификационная работа выполняется по всем профессиям, по которым обучается студент.

Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций, предприятий.

Выпускные квалификационные работы выполняются в срок, регламентированный ФГОС СПО и учебным планом.

К выпускной квалификационной работе допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по теоретическому обучению и учебной практике и в полном объеме усвоившие программу производственной практики.

Выпускная практическая квалификационная работа по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих должна соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренному квалификационной характеристикой. По профессиям, квалификация по которым не может быть определена путем выполнения конкретной практической работы, квалификацию выпускника аттестационная комиссия устанавливает при проверке профессиональной подготовленности непосредственно на его рабочем месте. Студентам, имеющим оценки «хорошо» и «отлично» по дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов, производственному обучению и систематически выполняющим в период производственной практики, установленные производственные задания, может выдаваться работа более высокого уровня квалификации.

Выпускная практическая квалификационная работа организуется мастером производственного обучения и выполняется обучающимися на базе колледжа в специально отведённое время в присутствии государственной экзаменационной комиссии. Мастер производственного обучения своевременно подготавливает необходимое оборудование, рабочие места, инструменты, приспособления, документацию, обеспечивает соблюдение норм и правил охраны труда. Студентам сообщается порядок и условия выполнения работы, выдаётся необходимая документация (технологические карты, требования к предстоящей работе и т.п.), выдаётся задание с указанием содержания и разряда работы, нормы времени. Результаты выполнения работ заносятся в протокол, в котором дается характеристика работы и указывается, какому разряду она соответствует. Для обучающихся, пропустивших срок проведения практической квалификационной работы по уважительным причинам, могут быть назначены дополнительные сроки проведения практической работы, но не позднее, чем за 2 дня до защиты письменной экзаменационной работы.

Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию       производственной практики по профессии, а также объему знаний, умений и навыков,   предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по данной профессии. Выпускнику не может быть присвоен уровень квалификации выше, чем тот, на который фактически выполнена выпускная практическая квалификационная работа.

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается преподавателями междисциплинарных курсов совместно с мастерами производственного обучения; рассматривается на заседании цикловой методической комиссии и утверждается приказом директора ГБОУ СПО «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж». Обязательное требование – соответствие тематики письменной экзаменационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Закрепление тем письменных экзаменационных работ за обучающимися с указанием руководителя и сроков выполнения оформляется приказом директора ГБПОУ НППК. Руководителем письменной экзаменационной работы может быть только работник ГБПОУ НППК.

Задание на письменную экзаменационную работу утверждается заместителем директора по НМР и выдается обучающемуся за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации на специальном бланке.

Письменная экзаменационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям предприятий и организаций – заказчиков рабочих кадров.

Письменная экзаменационная работа является самостоятельной работой обучающегося на заключительном этапе обучения. Содержание и качество письменной экзаменационной работы позволяет судить не только об уровне общих и профессиональных компетенций обучающихся, но и о способности выпускников самостоятельно решать сложные производственные задачи.

В ходе выполнения письменной экзаменационной работы выпускники должны показать свою подготовленность в технологических процессах, вопросах охраны труда, в применении материалов, инструментов и оборудования, а также умение пользоваться современным справочным материалом, специальной технической литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами.

Основными функциями руководителя письменной экзаменационной работы являются:

- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (цель и задачи, структура и объем работы, содержание и оформление, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы);

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения выпускной письменной квалификационной работы;

- подготовка письменного отзыва на выпускную письменную квалификационную работу.

При написании отзыва учитываются следующие основные критерии оценивания выпускной письменной квалификационной работы:

- актуальность темы и содержания выпускной письменной квалификационной работы;

- точность описания разработанного технологического процесса;

- технологическая последовательность изложения материала;

- полнота и грамотность описания используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений;

- соответствие параметров и режимов ведения процесса предъявляемым требованиям;

- соответствие описания разработанного технологического процесса правилам безопасного труда;

- научность стиля языка работы;

- соответствие содержания последним достижениям науки и техники;

- самостоятельность студента в выполнении работы;

- соответствие требованию к объему ВКР (не менее 15 печатных листов);

- качество оформления работы.

В обязанности мастера производственного обучения входит:

-контроль хода выполнения квалификационной практической работы;

-контроль посещения производственной практики;

- оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников для выполнения ВКР.

Письменная экзаменационная работа выполняется в недельный период итоговой государственной аттестации, определённый учебным планом. 

Студент в процессе подготовки ВКР выполняет следующие функции:

– самостоятельно оценивает актуальность и значимость проблемы, связанной с темой ВКР;

– совместно с руководителем уточняет задание на ВКР и график ее выполнения;

– осуществляет сбор и обработку исходной информации по теме ВКР, изучает и анализирует полученные материалы;

– самостоятельно формулирует цель и задачи ВКР;

– проводит обоснование темы (проблемы), исследования, разработки в соответствии с заданием на ВКР; даёт профессиональную аргументацию своего варианта решения проблемы;

– принимает самостоятельные решения с учетом мнений руководителя и консультантов;

– подготавливает сопутствующие средства представления результатов ВКР (презентацию, видеоролики и т. д.);

– формулирует логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов;

– готовит доклад для защиты ВКР.

По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель проверяет ее и составляет письменный отзыв на ВКР.

Студент несет персональную ответственность за:

- выполнение календарного плана;

- самостоятельность выполнения ВКР;

- достоверность представленных данных и результатов;

- оформление, структуру и содержание ВКР в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению ВКР;

- соответствие предоставленных комиссии электронных версий (ВКР, презентационных материалов и доклада) бумажным версиям документов;

- исправление недостатков в ВКР, выявленных руководителем;

- достоверность представленных в информационных источниках ссылок на Интернет;

- ресурсы и литературные источники.

До проведения Государственной (итоговой) аттестации проводится предзащита письменных экзаменационных работ.

Защита письменных экзаменационных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии в составе не менее 4 человек.

При оценке выпускной практической квалификационной работы используются следующие критерии:

- овладение приёмами работ;

- соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ;

- выполнение установленных норм времени;

- умение пользоваться оборудованием, инструментами, приспособлениями;

- соблюдение требований охраны труда и организации рабочего места.

Выпускная практическая квалификационная работа оценивается по пятибалльной системе:

- Оценка «5» (отлично) -аттестуемый уверенно и точно владеет приёмами  работ при выполнении практического задания, соблюдает требования к качеству  производственной работы, умело пользуется оборудованием, инструментами,  рационально организует рабочее место, соблюдает требования охраны труда;

- Оценка «4» (хорошо) - аттестуемый владеет приёмами работ при выполнении практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим аттестуемым, соблюдает требования к качеству производственной работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, правильно организует рабочее место, соблюдает требования охраны труда;

- Оценка «3» (удовлетворительно) - аттестуемый недостаточно владеет приёмами работ при выполнении практического задания, допускает ошибки, исправляемые с помощью мастера производственного обучения, допускает отдельные несущественные ошибки в организации рабочего места и при соблюдении требований охраны труда

- Оценка «2» (неудовлетворительно) - аттестуемый не умеет выполнять приёмы работ при выполнении практического задания, допускает серьёзные ошибки в организации рабочего места, требования охраны труда не соблюдаются.

Критерии оценки письменной экзаменационной работы (ПЭР):

Содержание работы:

- соответствие содержания поставленной проблеме;

- логика изложения;

- объем использованной литературы;

- аргументация;

- наличие выводов;

- последовательность изложения материала;

- соответствие материала плану работы;

- проявление творчества и глубина проработки и изложения материала.

Стиль:

- соответствие языка письменной экзаменационной работы научному стилю изложения;

- соблюдение правил грамматики.

Оформление работы:

-оформление текста, схем, рисунков согласно требованиям;

-оформление ссылок на литературу в соответствии с ГОСТом;

-правила применения и оформления цитат.

В критерии оценки уровня подготовки выпускника входят:

- полнота выполнения письменной экзаменационной работы в соответствии с заданием;

- выполнение пояснительной записки с учётом требований стандартов, предъявляемых к текстовым документам, наличие в ней необходимых разделов, полнота содержания и последовательность изложения материала;

-обоснованность, логическая последовательность, техническая грамотность, четкость, краткость доклада выпускника при защите письменной экзаменационной работы;

- обоснованность, логичность, четкость, краткость изложения ответов на дополнительные вопросы членов государственной аттестационной комиссии;

- отзыв руководителя на письменную экзаменационную работу.

Оценка «5» (отлично) - оформление  отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного вида,

глубокое и полное владение знаниями, умение разобрать производственные ситуации, грамотное и логичное изложение ответа (как в устной, так и письменной форме), качественное внешнее оформление.

Оценка «4» (хорошо) – студент осознанно применяет знания для решения производственных ситуаций, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

Оценка «3» (удовлетворительно) - неполное и непоследовательное изложение материала, допускает неточности в применении знаний для решения производственных задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

Оценка «2» (неудовлетворительно) - значительное непонимание темы, основная мысль не выражена, в ответе студента нет смыслового единства, связанности, материал излагается бессистемно, графическая часть имеет ряд  грубых ошибок, оформление работы не соответствует требованиям.

Защита ПЭР происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии, утверждаемой ежегодно в соответствии с Приказом директора.

Заседание Государственной аттестационной комиссии начинается с того, что мастер производственного обучения объявляет о защите письменной работы, указывая ее название, фамилию, имя и отчество автора, а также докладывает о наличии необходимых в деле документов и кратко характеризует "учебную биографию" обучающегося (его успеваемость, участие в конкурсах профессионального мастерства, рекомендациях с производственной практики).

Затем слово для сообщения предоставляется самому обучающемуся. Свое выступление он строит на основе чтения (еще лучше пересказа) заранее подготовленных тезисов доклада, призванного показать уровень его теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно изложить основной материал время на доклад – не более 10 мин. Доклад может сопровождаться мультимедийной презентацией, кино- и видеороликов, плакатов и т.п.

После этого члены Государственной аттестационной комиссии и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в письменной экзаменационной работе.

На закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги защиты письменной экзаменационной работе и принимается решение об ее оценке по пятибалльной шкале. Это решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов, голос председателя является решающим.

Затем Государственной аттестационной комиссии объявляет всем присутствующим итоги защиты ВКР.

Структура и содержание  письменной экзаменационной работы

Выпускная письменная экзаменационная работа имеет следующую структуру:

титульный лист,

содержание,

введение,

основная часть,

заключение,

список использованной литературы,

приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: