Основной причиной аварий и крушений на железнодорожном транспорте является нарушение технологии ремонта и обслуживания технических средств железных дорог (50 % приходится на путь, 43 % - на подвижной состав), в 60-70 % таких случаев присутствует «человеческий фактор». В последнее время особую озабоченность вызывают участившиеся случаи подготовки и совершения террористических актов на объектах железнодорожного транспорта и метрополитенов.
Кроме того, причинами аварий и катастроф бывают размывы путей, оползни, наводнения или аварии на других технических системах. Одной из участившихся причин аварий и катастроф на железнодорожном транспорте является также несоблюдение водителями автотранспортных средств правил проезда железнодорожных переездов. Также участились случаи преступных посягательств на устройства обеспечения безопасности в целях хищения цветных металлов.
Катастрофы на железнодорожном транспорте могут возникать при действии внешних поражающих факторов (в зонах стихийных бедствий, техногенных катастроф, взрывов, террористических актов и т. п.), а также в результате нарушения требований технической эксплуатации, несвоевременного и некачественного технического обслуживания путевого хозяйства, нарушений отправителями требований безопасности к транспортировке грузов, особенно взрывчатых и легковоспламеняющихся. Крушения с тяжелыми последствиями возникают при столкновении поездов, сходе поездов с путепроводов, возникновении пожаров и взрывов в вагонах подвижного состава. Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках радиоактивных веществ и АХОВ. Весьма сложной может оказаться обстановка в результате аварии на железнодорожной станции (примыкание городской застройки, скопление большого количества людей, сосредоточение большого количества вагонов, в том числе с огнеопасными, взрывоопасными и ядовитыми веществами).
|
|
На долю раненых из числа пострадавших при железнодорожном происшествии приходится почти 50 %. Основное место в структуре санитарных потерь занимают механические травмы - до 90 %. Особенность механических повреждений при столкновении и сходах подвижного состава - преимущественно ушибленные раны, закрытые переломы конечностей и закрытые черепно-мозговые травмы (до 50 %).
Наряду с этим более чем в 60 % случаев отмечают множественные и сочетанные травмы и случаи травм с синдромом длительного сдавления, возникающим при невозможности быстрого высвобождения пораженных из деформированных конструкций вагонов и локомотивов. Эти особенности железнодорожных травм наиболее четко проявляются при крупномасштабных катастрофах.
|
|
При оказании медицинской помощи пораженным в железнодорожных катастрофах необходимо учитывать особенности очага поражения.
Врачебно-санитарные службы на железных дорогах разработали классификацию ЧС по медицинским и экологическим последствиям. Согласно этой классификации их подразделяют по виду подвижного состава на катастрофы с пассажирскими, грузовыми и одновременно пассажирскими и грузовыми поездами. По техническим последствиям их разделяют на крушения, аварии, особые случаи брака в работе.По характеру происшествия катастрофы делят на столкновения, сходы, пожары, комбинированные катастрофы.
Отличительная особенность механических повреждений при столкновениях и сходах с железнодорожного полотна подвижного состава - преимущественно ушибленные раны мягких тканей, закрытые переломы костей и закрытые черепно-мозговые травмы с тяжёлыми сотрясениями головного мозга (до 50 % случаев). Отмечают также высокий удельный вес множественных и сочетанных травм (более 60 % случаев), а также травм с синдромом длительного сдавления при невозможности быстрого высвобождения поражённых из-под деформированных конструкций вагонов и локомотивов. При этом до 20 % поражённых нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.Вместе с тем, как показывает опыт ликвидации последствий железнодорожных аварий, с большой вероятностью можно считать, что легко поражённые составят 35-40 %, лица с повреждениями средней и тяжёлой степени - 20-25 %, с крайне тяжёлыми поражениями - 20 %, с терминальными поражениями - 20 %. При катастрофах на железнодорожном транспорте могут возникать не только механические, но и чисто ожоговые травмы, а также комбинированные (механическая + термическая травма).
Принципы оказания ПМП при комбинированных поражениях.(вопрос 45,46, 47)Комбинированными называют поражения, вызываемые несколькими (двумя или более) различными по своей природе повреждающими факторами. Комбинированные поражения могут возникать в результате прямого действия одного или нескольких видов боевого оружия на организм, вторичных повреждающих факторов (например, очагов пожара) и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с экстремальным воздействием факторов внешней среды. Термин «комбинированное поражение» применим только к таким поражениям, при которых каждый из поражающих факторов приводит к выводу из строя, нарушает и трудоспособность. При разновременном действии нескольких факторов поражения комбинированными считаются лишь те, в которых время между их действием не превышает длительности течения первого поражения, иначе это будут независимые друг от друга последовательные поражения. Рассматривая причины комбинированных поражений, следует выделять ведущие и сопутствующие факторы.
Ведущим фактором комбинированного поражения является тот, степень влияния которого на развитие нарушений функционирования органов и систем организма наибольшая. Сопутствующие факторы вносят дополнительные расстройства в функцию органов и систем, изменяя прогноз травмы. Сопутствующих факторов может быть несколько. В самом общем виде можно выделить следующие группы этиологических факторов комбинированного поражения:
МЕХАНИЧЕСКИЕ
● агенты с высокой кинетической энергией (пули, снаряды, ракеты, осколки и др.);
● падение с высоты;
● 3. давление, сжатие, действие сил с противоположными векторами ("на разрыв").
ТЕРМИЧЕСКИЕ
● высокие температуры;
● низкие температуры.
ХИМИЧЕСКИЕ
● боевые токсичные химические вещества;
● токсичные химические вещества (кислоты, щелочи, окислители, органические растворители,
● ядовитые технические жидкости, компоненты ракетных топлив).
ФИЗИЧЕСКИЕ
● радиоактивные вещества и ионизирующие излучения;
● СВЧ-поля, неионизирующие излучения;
● излучения оптических квантовых генераторов;
● электрический ток;
● магнитные, электрические, магнито-электрические поля.