МТХ очагов катастроф на авиа-, водном транспорте. Принципы оказания ПМП при комбинированных поражениях

На уровне средних показателей сохраняется количество авиационных происшествий (3 % от общего количества ЧС и 1-2 % от общего количества пострадавших). Причины аварийности - моральное и физическое старение парка воздушных судов, ухудшение качества техобслуживания и ремонта авиатехники, снижение требований к безопасности полетов, ошибки пилотирования. На ряде авиапредприятий вопросы обеспечения безопасности полетов приносятся в жертву экономическим приоритетам. Именно этим обстоятельством объясняются некоторые аварии и катастрофы на воздушном транспорте, которые произошли из-за превышения расчетной загрузки при транспортировке коммерческих грузов. Более чем в 70 % случаев причинами авиационных происшествий являются недостатки в работе летного состава.

Причины возникновения происшествий на воздушном транспорте гражданской авиации свидетельствуют о том, что рекомендации Минтранса России, изложенные в информационно-аналитических материалах Ространснадзора, руководителями авиационных предприятий не выполняются. Повторяемость факторов - причин авиационных инцидентов свидетельствует о системных проблемах в подготовке летного состава и организации летной работы авиационных предприятий. Из-за дефицита высококвалифицированных кадров и экономии финансовых средств на подготовку летного состава приходится допускать к полетам пилотов, не соответствующих квалификационным требованиям.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, произошедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, вызвавшее травмы людей или не причинившее им телесных повреждений, а также повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна.

Авиационные происшествия могут быть летными и наземными. В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломк а - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Катастрофа - авиационное происшествие, повлекшее гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Причинами чрезвычайных ситуаций на воде становятся морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

Достаточно отметить, что в результате морских катастроф ежегодно в мире погибают около 200 тыс. человек, из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. - на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайными. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями.

Чрезвычайная ситуация на воде характеризуется следующими особенностями:

- изолированностью людей, в том числе и пораженных;

- относительным недостатком сил и средств медицинской и психологической помощи;

- возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей.

 

При этом возможными видами поражений могут быть механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде и утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по количеству погибших, раненых и больных. Однако в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму.

Перечисленные виды патологии определяют соответственные методы лечения и медико-психологической коррекции нарушений функционального и психического состояния пораженных.

47.МТХ очагов катастроф на автотранспорте. Принципы оказания ПМП при комбинированных поражениях. ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Из всех ЧС различные транспортные и дорожно-транспортные аварии и катастрофы занимают ведущее место как по частоте, так и по числу пораженных и погибших. По данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходилось 68,1 %. Хотя при транспортных происшествиях санитарные потери составили лишь 19,3 %, количество погибших достигает 54,8 % от их общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повреждений, получаемых в этих ЧС. Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составили 94,2 %, происшествия на водном транспорте - 3,9, на авиационном 1,4, на железнодорожном - 0,5 %.

Максимальные потери населения регистрируются при авариях на автомобильных дорогах, их удельный вес в общей численности пострадавших в 2010 году в РФ составило 83 %. Ежегодно в мире погибают более 300 000 человек и около 8 млн получают ранения и увечья.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основные виды ДТП - наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы возникают при различных ДТП, но с резкой частотой.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87 %) - переломы различной локализации, а более 42 % - разрывы внутренних органов и раны.

Повреждения отдельных анатомо-функциональных областей у пострадавших в ДТП регистрируют со следующей частотой: голова 91,5 %, шея - 2,5 %, грудная клетка - 41,5 %, живот - 20,6 %, таз 26,67 %, верхние конечности - 22,4 %, нижние конечности 56,9 %.

Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, - сочетанные черепно-мозговые травмы.

При сочетанных травмах таза повреждения черепа регистрируют у 84,0 % пострадавших, нижних конечностей - у 36,0 %, живота 32,4 %, верхних конечностей - у 16,0 %. При сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы диагностируют у 88,1% пострадавших, шеи - у 21 %, грудной клетки - у 29,5 %, нижних конечностей - у 51,8 %. Частота травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов - 18,3 и 25,0 %, чем у других участников ДТП - 2,3 и 10,1 % соответственно.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством от общего сотрясения человека вследствие удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету и от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытия дороги.

Оповещение лечебного учреждения о ДТП осуществляется работниками ГИБДД, реже - свидетелями. По прибытии бригад ЭМП производится первичный осмотр пострадавших. С целью экономии времени (40-60 сек на 1 человека) используется следующий алгоритм:

- ревизия полости рта и верхних дыхательных путей с одновременным удалением инородных тел;

- определение характера кровотечения и его остановка;

- оценка частоты и характера дыхательных движений и решение вопроса о проведении ИВЛ и НМС;

- оценка состояния сердечно-сосудистой системы (наличие или отсутствие пульса);

- установление речевого контакта с пострадавшим;

- проверка активных и пассивных движений конечностей.

 

При числе пострадавших от 10 до 15 врач бригады ЭМП проводит сортировку, средние медработники заполняют первичную документацию и выполняют неотложные мероприятия в соответствии с указаниями врача.

При числе пострадавших свыше 15 на месте сбора работают 2 сортировочные бригады. Их основные задачи - установление предварительного диагноза и степени тяжести пострадавших, а также заполнение первичной медицинской карты. Неотложные мероприятия выполняют другие бригады ЭМП. После этого осуществляется транспортировка в лечебное учреждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: