Виды певческой деятельности

ПЕНИЕ

В пении, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важ­ную роль в музыкальном и личностном развитии.

Только в деятельности совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, приобретаются знания, воз­никают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются спо­собности. В любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребенка формируется в совмест­ной деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приоб­ретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступ­ки, действия и т. д.

Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к ок­ружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчи­вость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представ­ления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные све­дения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализу­ются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и люби­мые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и фор­мированием его личностных качеств. В пении развиваются эсте­тические и нравственные представления, активизируются ум­ственные способности, положительное влияние на физическое развитие детей. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях.

Формирование музыкальных способностей неразрывно связно с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

П.К. Анохин, изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришел к выводу, что умелое использование мелодии ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его.

Виды певческой деятельности

Пение для развития музыкального в о с приятия:

· слушание песен, не предназначенных для пения;

· слушание песен, предназначенных для последующего их ис-[полнения;

· пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

Исполнение песен:

· пение с сопровождением и без него;

· пение с собственным сопровождением на детских музыкаль­ных инструментах;

· пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

· пение упражнений для приобретения певческих навыков и му­зыкальных знаний;

· педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т. д.).

Песенное творчество:

· импровизация;

· сочинение мелодий к заданным текстам;

· сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творче­ство и т. д. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Цель и задачи певческой деятельности. Основная цель - вос­питание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музы­кального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключа­ются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые пред­ставления, чувство ритма).

2. Формировать основы певческой и общемузыкальной куль­туры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного ре­пертуара, применения соответствующих методов и приемов обу­чения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуар включает в себя:

· упражнения для развития певческого голоса и слуха;

· песни для различных видов музыкальной деятельности (слу­шание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, твор­чество).

Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим, психическим особенностям ребенка, выполнял эсте­тические и общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст песни.

Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель - развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазо­на и т. д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна последовательность упражнений. Можно рекомендовать следу­ющий порядок развития певческих навыков (условно): дикция и артикуляция, дыхание, звукообразование, расширение диапазо­на, звуковедение.

В начале учебного года во всех возрастных группах предла­гается петь упражнения на развитие дикции и артику­ляции. (Это особенно важно для младших групп, так как в них встречаются дети с речевыми дефектами.) Многие педагоги счи­тают, что хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Сначала дети поют упражнения, помо­гающие преодолеть дефекты речи, затем — для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Далее берутся упражнения для развития певческого д ы х а н и я. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависят качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох дол­жен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до кон­ца фразы. Для развития дыхания все упражнения даются в такой последовательности: сначала пение двухтактовых попевок, песе нок в среднем темпе в размере 2/4, затем фразы удлиняются. Есть и упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

. Упражнения на правильное звукообразование (ес­тественное пение, ненапряженное, напевное, легкое) учитывают  важность развития у детей «мягкой атаки» звука (первоначаль­ного момента образования звука). Дети должны уметь петь спо­койно, без толчков. «Твердая атака» вредит детскому голосу, правильному певческому звучанию: она допускается редко, толь­ко как исполнительский прием. Среди упражнений для детей 3-6 лет не должно быть «бьющих» на голосовые связки. Нужно на­учить ребят петь протяжно, напевно.

Для развития певческих диапазонов используются те же упражнения, но транспонированные в другие тональности.

Вокальные навыки (звукообразование, дыхание, дикция) при­обретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ан­самбль). Чистота интонирования - самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха (ладового чув­ства и музыкально-слуховых представлений), ощущением тяго­тения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодичес­кого звуковысотного рисунка. Нечистая интонация в пении час­то результат небольшого диапазона голоса. В таких случаях ре­бенку полезно петь в удобном диапазоне, чтобы он мог уловить мелодический рисунок и воспроизвести его.

Чувство ансамбля также требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Для того чтобы дети могли прислу­шиваться к пению, важно петь негромко, в среднем темпе.

Песни без сопровождения. С З лет дети поют без инструментального сопровождения небольшими группами и индивидуально с поддержкой голоса взрослого. Это звукоподра­жания, народные попевки, маленькие песенки. Мелодические ходы, ритмика очень простые, легкие для интонирования. Мело­дия состоит из одного-двух повторяющихся мотивов. Дети 4 -6 лет поют песни более трудные, с более широким диапазоном, ин­тересной ритмикой, мелодикой. Основная цель пения без сопро­вождения - развитие чистоты интонации; поэтому необходимо, чтобы техническая сторона исполнения не требовала больших усилий и дети могли сосредоточить внимание на чистом интони­ровании.

Песни с сопровождением. В начале учебного года дошкольники поют простые, несложные песни, чтобы вос становить те навыки, которые забыты за лето. Мелодию песни точно дублирует инструмент; мелодические ходы удобны для ин­тонирования, написаны в средней тесситуре, с узким диапазоном.

На следующем этапе обучения предлагаются песни с более сложным ритмом, мелодической структурой. В старших группах инструментальное сопровождение может только частично дубли­ровать мелодию, звучать в другом регистре. Используются песни со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом раз­личного характера, что требует напевного или подвижного пе­ния, применения всех певческих навыков.

Еще одна группа песен, более трудных, рассчитана на детей 5-6 лет. Это песни двухчастной или трехчастной формы (части могут иметь различный характер). Здесь уже встречаются неожи­данные паузы, мелкие длительности, распевания (по две ноты на одном слоге), широкие диапазоны (септима, октава), длинные фразы. Эти песни исполняют более способные дети (солисты или маленькие группы) с инструментальным сопровождением и без него.

Песни для сопровождения движений. От­бирая репертуар для этого вида деятельности, необходимо учиты­вать, что пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями; поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера.

Движения активизируют эмоциональные проявления детей. Песни с движениями ребята всегда поют охотно. Такие песни ра­зучивают уже в младших группах.

Песни для сопровождения движений (хороводы) имеют простую мелодику, они легче тех, которые предлагаются в разделе «Песни с сопровождением». Объединение пения и движений требует от де­тей больших физических усилий, сосредоточенности и распределе­ния внимания. В начале учебного года используются песни с ко­роткими фразами, несложные, небольшого диапазона, затем — более развернутые (двухчастной или трехчастной формы), различ­ного характера, с разнообразными, но спокойными движениями. Важно помнить, что резкие движения приводят к учащению дыха­ния, и пение становится прерывистым и невыразительным.

Песни для игры на музыкальных инст­рументах. Этот репертуар предназначен для средней и стар­шей групп. В начале года дети импровизируют по заданной теме («Колокольчики», «Дождик», «Ручеек» и т. д.). Цель этих упраж­нений - познакомить с инструментом, дать поиграть с ним, как с игрушкой. Затем дети играют ритмические упражнения на одной-двух нотах и напевают. Постепенно ребята учатся подбирать по слуху мелодии из знакомого репертуара (попевки из нескольких звуков).

Песни-образцы для обучения детей о с - ковам музыкальной грамоты. Репертуар дня раз­личных видов певческой деятельности может быть использован в обучении основам музыкальной грамоты. Обращая внимание де­тей на направление движения звуков мелодии, их протяженность, характер исполнения песни, педагог дает ребятам некоторые све­дения о высоте и продолжительности звуков, тембре, темпе, рит­ме, динамике и т.д. Для развития предсгавлений о высоте и про­должительности звуков подбираются характерные ритмические или мелодические обороты из уже знакомых произведений. Дети воспроизводят их как упражнения, например прохлопывают, от­стукивают палочкой или играют на одной пластине металлофона ритмический рисунок мелодии, поют мелодические обороты на слоги ля-ля, ду-ду, ми-ми, мо-мо и т. д., чтобы текст не отвлекал от воспроизведения высоты звуков.

Методика

Работу над песней условно можно разделить на несколько эта­пов, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

На первом этапе работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. С по­мощью выразительного исполнения песни, образного слова, бе­седы о характере музыки педагог стремится пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали на­строения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроений в ее частях. Лишь яркое, выразительное исполнение педагога способно вызвать положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки. Беседа об эмоциональ­но-образном содержании песни помогает настроить ребят на вы­разительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так, если дети опре делили характер музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что и петь ее надо напевно, протяжно.

На втором этапе начинается собственно разучива­ние песни (на протяжении 3-5 занятий). Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. Дети овладевают необходимыми певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразитель­ные нюансы. На этом этапе большую роль приобретают упраж­нения. Вначале ребята учатся по подражанию, поэтому показ пе­дагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны. Упражнения даются как распевание, перед пением песен. С их помощью разучиваются трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Например, перед пением песни «Елочка» И. Бекман, начинающейся с хода вверх на сексту, можно исполь­зовать попевку из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной «Эхо», чтобы подготовить детей к воспроизведению этого слож­ного интервала.

Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им ми­ром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, жи­вотных, скороговорки, потешки, считалки.

При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тре­нируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, ко­ординация слуха и голоса, чистота интонации.

Применяются и совсем простые упражнения, построенные на одном-двух интервалах. Например, упражнение «кукушка» по­строено на малой терции. Дети придумывают свои слова на этот интервал. Так формируются слуховые представления, которые важны для развития ладового чувства. (Интервал малой терции входит в тоническое трезвучие, составляющее основу лада.) По­добным образом можно создать и другие упражнения: подража­ние голосу чибиса (квинта вниз), карканью вороны (на одном зву­ке) и т. д.

Обучение пению требует от ребенка немалых волевых усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание де­тей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать му­зыкально-дидактические игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях. Самую большую заинтере­сованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом целесообразно связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.

На втором этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.

Для формирования навыка правильного звукообразо­вания применяются такие методы и приемы, как образное сло­во, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. С младшего возраста важ­но учить детей протягивать гласные, концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе. Напевности помогает пе­ние мелодий без слов, на согласный м или л в сочетании с гласны­ми у, о. В старших группах полезны упражнения, в которых доми­нируют слоги ку-ку, мо-мо. Подвижному легкому звукообразо­ванию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчиваю­щиеся согласными (динь-динь, тук-тук)1. Применяется также при­ем сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и легкое - колокольчика).

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, им разъясняют и показывают, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам. Для правильного ды­хания важна певческая установка - посадка прямая, не подни­мая плеч.

Для выработки правильной дикции применяются следу­ющие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произ­ношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти) с помощью упражнений. Осмыс­ленное произнесение текста делает пение более выразительным. Этому способствуют ясное звучание согласных, мягкие оконча­ния фраз, смысловые акценты и т. д.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возра­ста: от развития слухового сосредоточения к различению и вос­произведению звуков по высоте, воспроизведению направления движения мелодии. Чтобы дети могли легко определять направ­ление движения мелодии, применяется моделирование (показ движения звуков рукой, дидактические игры, демонстрация на фланелеграфе звуков мелодии и т. д.).

Получить чистоту интонации в пении помогают приемы: на­стройка на первом звуке песни; пение одной мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса); исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах; разучивание мелодии по час­тям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать песню обычно с более простых, запоминающихся фрагментов, напри­мер с припева. Кроме того, необходимо слуховое внимание де­тей. Они должны петь негромко, выразительно, слушая себя и других. Полезно петь небольшими группами и соло.

Педагогу важно понять причины нечистого интонирования. Это могут быть слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат. С нечисто интонирующими детьми рекомендуется заниматься индивидуально.

Чувство ансамбля также необходимо при хоровом пении. Педагог показывает детям момент вступления, побуждает к слуховому вниманию, сла­женности звучания. Следует стремиться не только к одновремен­ности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру музыки. Поэтому яркое испол­нение песни педагогом и образное слово важны и на втором этапе работы над произведением, при его разучивании.

На третьем этапе песни повторяются. Дети уже ов­ладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар. Если песня полюбилась, ребята поют ее по своему желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, вклю­чают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: