Ритмика (музыкально-ритмические движения)

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению -  второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вы­вод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесооб­разно признать его и в дошкольном воспитании.

Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств вырази­тельности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

—учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

—развивать основы музыкальной культуры;

—развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

—учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

—формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

— развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные эле­менты физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно решаются, только если используются под­линно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: 1) музыкально-ритмические упражнения; 2) танцы, пляс­ки, хороводы; 3) музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения условно можно разде­лить на подготовительные и самостоятельные. К первым отно­сятся упражнения, в которых предварительно разучиваются от­дельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринуж­денно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти дви­жения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат сред­ством выразительной передачи музыкальных образов, персона­жей (зайчики, лошадки, петрушки и др.).

Следующий вид ритмики—танцы, пляски, хороводы. Обыч­но их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народно­го, бального танцев, хороводных построений. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, ко­торые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.

Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду—важный метод музыкаль­ного развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры,

Догружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с на­родными традициями—все это углубляет восприятие и понима­ние музыкального произведения, помогает сформировать музы­кально-ритмические и двигательные навыки.; Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную },1узыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и Инсценировки).

Основными принципами отбора репертуара по ритмике явля­ются следующие:

— художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

— моторный характер музыкального сочинения, побуждаю­щий к движениям;

— разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современ­ной музыки;

— соответствие движений характеру, образам музыки;

—разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

 

Методы и приемы.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполне­ние музыки каждый раз должно сопровождаться показом.

Показ движения нуж­но заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонст­рировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хоро­водные построения.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную нагляд­ность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточно объяснения.

Словесный метод  (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях танцах; оценка становится более обоснованной в средней и стар­шей группах и т. д.

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпры­гиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

На пер­вом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым уп­ражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное  впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ием разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение элементов и создание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: