Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) I обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает I их музыкальные способности.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.
Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на Потном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.
Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, например нота ля обозначается красным цветом, соль — зеленым. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. (В последнем случае ритмический рисунок мелодии запоминается на слух.) Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты—нажимаю На зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.
|
|
Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в Цифровом обозначении (например, до — 1, ре —2, ми —3 и т.д.). Может моделироваться и обозначение длительностей (длинные 11 короткие палочки и т. д.).
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропевают звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте). В «Музыкальном букваре» Н.А. Ветлугиной упражнения на развитие слуха предлагаются в системе, в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых интервалов (от октавы до примы).
|
|
Для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания попевок, и: запоминания и пропевания.
три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором -подбирают попевки, на третье м - исполняют их по своему желанию.
Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Обучая игре на металлофоне, необходимо научить детей правильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек должен лежать на указательном пальце и слегка прижиматься сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажата и скована, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий (рис. 15).
При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах прежде всего необходимо сформировать осознанное восприятие музыки ребенком. Для этого надо научить его слушать музыкальное сопровождение на фортепиано. А после этого позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа инструмент в руке, ребенок должен передать ритмический рисунок произведения.
На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем.
При игре на трещотке, состоящей из деревянных пластин, дети учатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук.
При игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого дети учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным.
При игре на бубне воспитанники учатся различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча (рис. 16).
После того как воспитанники овладеют правильными приемами звукоизвлечения, можно переходить к разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритмическое сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии обогащается несложным голосоведением. При обучении игре на музыкальном инструменте ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления, уметь пропеть звуки мелодии голосом (рис. 17).