Игра на детских музыкальных инструментах

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) I обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает I их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Существует несколько способов обучения игре на мелодиче­ских музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или циф­ровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладева­ют нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на Потном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определен­ное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металло­фона) закрепляется за каждым звуком, например нота ля обозна­чается красным цветом, соль — зеленым. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружоч­ки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. (В последнем случае ритмический рисунок мелодии за­поминается на слух.) Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты—нажимаю На зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мело­дии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, накле­енным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в Цифровом обозначении (например, до — 1, ре —2, ми —3 и т.д.). Может моделироваться и обозначение длительностей (длинные 11 короткие палочки и т. д.).

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются ди­дактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропевают звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте). В «Музыкальном букваре» Н.А. Ветлугиной упражнения на развитие слуха предлагаются в системе, в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых интервалов (от октавы до примы).

Для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания попевок, и: запоминания и пропевания.

три этапа: на первом - дети слушают и за­поминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором -подбирают попевки, на третье м - испол­няют их по своему желанию.

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирова­ния. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструмен­тов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинако­вых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (вклю­чающий в себя разные группы инструментов).

 

 

Обучая игре на металлофоне, необходимо научить детей пра­вильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек должен лежать на указательном пальце и слегка прижиматься сверху боль­шим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держит­ся слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажата и скована, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних плас­тинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий (рис. 15).

При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещот­ках, кастаньетах прежде всего необходимо сформировать осознан­ное восприятие музыки ребенком. Для этого надо научить его слу­шать музыкальное сопровождение на фортепиано. А после этого позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа инструмент в руке, ребенок должен передать ритмический рисунок произведения.

На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по тре­угольнику наносят спокойные удары палочкой посередине гори­зонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем.

При игре на трещотке, состо­ящей из деревянных пластин, дети учатся правильно, ритмич­но встряхивать ими, чтобы пла­стинки, касаясь друг друга, из­влекали четкий звук.

При игре на кастаньетах об­ращается внимание на излиш­нюю громкость звучания. Для предотвращения этого дети учат­ся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестка­ми» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным.

При игре на бубне воспитан­ники учатся различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по цент­ру натянутой мембраны или по краям обруча (рис. 16).

После того как воспитанники овладеют правильными приема­ми звукоизвлечения, можно переходить к разучиванию инстру­ментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритми­ческое сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии обогащается несложным голосоведением. При обучении игре на музыкальном инструменте ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления, уметь пропеть звуки мело­дии голосом (рис. 17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: