Библиографическая ссылка

Кадомцев Д.В., Пасечникова Е.А. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ», КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОГИГИЕНЫ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15386 (дата обращения: 02.06.2020).


СТАТЬЯ.

 

       

Аннотация.

В исследовании была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том,
что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта,
особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальным
и групповым нормам, особенности темперамента – могут являться
предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального
выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы: анкетирование; тест профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Введение.

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних
пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых
человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости
вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не
является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как
другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований
психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.
Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей,
вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента,
становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание. Сюда
же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного
общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом. По существу, эмоциогенность
заложена в самой природе медицинского труда, причём спектр эмоций весьма
разнообразен.

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный
характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность
интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских
стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
медицинской сестры особенно актуально в период проведения реформ, которые
приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские сёстры
обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-
профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их
здоровья.





























Методы исследований.

В исследовании использовались следующие методы: анкетирование; тест профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).

В 1981 году вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в
которой возможность психического выгорания ограничивается представителями
коммуникативных профессий. Эти же авторы разработали опросник «MBI». В
соответствии с их подходом синдром психического выгорания представляет собой
трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию
(тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных
достижений проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в
профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства,
ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с
себя ответственности и перекладывание её на других.

В исследованиях российских менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой, А. Б.
Серебряковой, Е. С. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в
проблемных ситуациях и личностных характеристик, на степень выраженности
синдрома психического выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое
эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех
менеджеров, которые предпочитают «избегание», а также чем больше истощение,
тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное
истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является
защитной реакцией организма на психологические стрессы.

В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:
1.Педантичный характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью,
стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней
привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления – апатия, сонливость.
2.Демонстративный характеризуется стремлением первенствовать во всём,
свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы.
Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
3.Эмотивный характеризуется чувствительностью, впечатлительностью,
склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением
[25].
Основная идея подхода, предложенного К. Mаслач и М. Лейтер, заключается в том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Ими выделено шесть сфер такого несоответствия:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п..

В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального
сгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться
иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные
покупатели, «трудные» подростки).
Условия труда медицинской сестры обладают некоторой спецификой, которая может
быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания.
Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с
обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных требуют
высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как
ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние
на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда
медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по
спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие. В результате
развиваются церебральные нарушения в форме невроза, сомато-висцеральные
нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно-
кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает
неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии и психастении.
Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник
испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и
нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой
объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость
рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств.

 Основные результаты и их обсуждение;

Опросник (MBI) Авторы американские психологи К. Маслач и С. Джексон (данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой). Данный опросник был разработан на основе трехфакторной модели Кристины Маслач и С. Джексон и адаптирован русскими авторами

Н.Водопьяновой и Е.Старченковой. Методика предназначена для исследования «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Данный тест состоит из 22 утверждений, основанных на чувствах и переживаниях, которые связаны с выполнение своих рабочих обязанностей. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие - по шкале «профессиональная эффективность» (редукция

персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Анкетирование прошли 15 медсестер.

 


















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: