Фундаментальные и прикладные проблемы естественных наук

Что дает наука для улучшения жизни людей? Что она дает небольшой группе людей, желающих знать, как устроен окружающий нас мир? Один из существенных признаков разделения естественных наук на прикладные и фундаментальные базируются именно на этих двух смыслах: ценной в первом случае считается прикладная наука, во втором – фундаментальная. Причем следует отметить, что фундаментальная наука – это работа на будущее, и если мы не хотим оставить себя без будущего, то фундаментальная наука должна существовать. Разумеется, все люди в целом, и особенно те, которые вкладывают деньги в науку, думают немного по-другому. Для них – основная цель все-таки машины. И функция ученых, по их мнению, «скатывается» не к тому, чтобы искать, а к тому, чтобы находить. В 50-х годах нашего века, в США были сформулированы основные характеристики термина «фундаментальные»:

· исследование, которое не соотнесено ни с каким конечным результатом

· бесполезно решительно для всех

· ищущее знание, которого пока нет

· предпринимаемое только потому, что этого желает исследователь

· не нуждающееся в ограничениях секретности

· проводимое исследователем, который не в состоянии объяснить, чем он занят

· новое исследование в области, не имеющей практического значения

Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными. Проблемы, возникающие в самой науке, - фундаментальными.

Прикладное исследование может иметь очень большое значение и для самой науки, в то время как фундаментальное исследование может быть совсем незначительным.

Большинство фундаментальных исследований никогда не найдут своего применения. Этому три причины: 1) зачем «копать» глубоко, если можно доказать или получить необходимое с помощью прикладных наук; 2) фундаментальные исследования делаются с большим превышением потребностей во временных направлениях науки, от которых зачастую потом отказываются. Тем более в последнее время чаще стали использоваться теоретические методы исследования, в отличие от эксперимента. Причина этого в дорогом оборудовании для экспериментальных исследований. Так рождаются многочисленные теории ради теорий;

3) ученые всегда стремились к ничем не оправданному обобщательству. Речь идет о переформулировании на более общем и абстрактном языке с применением новой терминологии того, что было известно и раньше, но излагалось на более простом и доступном языке. Обобщательством страдают в первую очередь гуманитарные работы. Ценность фундаментальных исследований заключается не только в возможной выгоде от них завтра, но и в том, что они позволяют поддержать высокий научный уровень прикладных исследований. В недрах прикладной науки рождаются наукоемкие технологии. Однако некоторые ученые продолжают жить вчерашним днем. Они по-прежнему считают, что призвание академических сотрудников - исключительно фундаментальные исследования. Но у общества нет выбора, и оно вынуждено идти на издержки просто потому, что отделить заранее бесполезное от полезного невозможно. Сегодня полезность должна рассматриваться не только в возможной выгоде завтра, но и в том, что они позволяют поддерживать высокий научный уровень.

Естествознание и экономика.

В наше время естественно-научные знания являются определяющим фактором в экономике – базовым ресурсом, имеющем такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила. Естественно-научные разработки, внедренные в производство, приносят большую прибыль и, следовательно, служат орудием конкуренции. Знания материальной сущности товаров, новейших технологий, потребительского спроса обретают дополнительный потенциал, когда становятся неотъемлемой частью средств управления и деловой активности. Считается, что естествознание представляет собой производительную силу. Хотя оно и не производит непосредственно материальную продукцию, но очевидно, что в основе производства любой продукции лежат естественно-научные разработки. В последнее время естественно-научные знания принято считать базовым ресурсом экономики, по своей значимости превосходящим традиционные капитал, рабочую силу и материальные ресурсы. При такой оценке принимают во внимание не столько конечную продукцию того или иного производства, сколько естественно-научную информацию, на базе которой организуется и реализуется производство материальных ценностей.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: