Что дает наука для улучшения жизни людей? Что она дает небольшой группе людей, желающих знать, как устроен окружающий нас мир? Один из существенных признаков разделения естественных наук на прикладные и фундаментальные базируются именно на этих двух смыслах: ценной в первом случае считается прикладная наука, во втором – фундаментальная. Причем следует отметить, что фундаментальная наука – это работа на будущее, и если мы не хотим оставить себя без будущего, то фундаментальная наука должна существовать. Разумеется, все люди в целом, и особенно те, которые вкладывают деньги в науку, думают немного по-другому. Для них – основная цель все-таки машины. И функция ученых, по их мнению, «скатывается» не к тому, чтобы искать, а к тому, чтобы находить. В 50-х годах нашего века, в США были сформулированы основные характеристики термина «фундаментальные»:
· исследование, которое не соотнесено ни с каким конечным результатом
· бесполезно решительно для всех
· ищущее знание, которого пока нет
· предпринимаемое только потому, что этого желает исследователь
· не нуждающееся в ограничениях секретности
· проводимое исследователем, который не в состоянии объяснить, чем он занят
· новое исследование в области, не имеющей практического значения
Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными. Проблемы, возникающие в самой науке, - фундаментальными.
Прикладное исследование может иметь очень большое значение и для самой науки, в то время как фундаментальное исследование может быть совсем незначительным.
Большинство фундаментальных исследований никогда не найдут своего применения. Этому три причины: 1) зачем «копать» глубоко, если можно доказать или получить необходимое с помощью прикладных наук; 2) фундаментальные исследования делаются с большим превышением потребностей во временных направлениях науки, от которых зачастую потом отказываются. Тем более в последнее время чаще стали использоваться теоретические методы исследования, в отличие от эксперимента. Причина этого в дорогом оборудовании для экспериментальных исследований. Так рождаются многочисленные теории ради теорий;
3) ученые всегда стремились к ничем не оправданному обобщательству. Речь идет о переформулировании на более общем и абстрактном языке с применением новой терминологии того, что было известно и раньше, но излагалось на более простом и доступном языке. Обобщательством страдают в первую очередь гуманитарные работы. Ценность фундаментальных исследований заключается не только в возможной выгоде от них завтра, но и в том, что они позволяют поддержать высокий научный уровень прикладных исследований. В недрах прикладной науки рождаются наукоемкие технологии. Однако некоторые ученые продолжают жить вчерашним днем. Они по-прежнему считают, что призвание академических сотрудников - исключительно фундаментальные исследования. Но у общества нет выбора, и оно вынуждено идти на издержки просто потому, что отделить заранее бесполезное от полезного невозможно. Сегодня полезность должна рассматриваться не только в возможной выгоде завтра, но и в том, что они позволяют поддерживать высокий научный уровень.
Естествознание и экономика.
В наше время естественно-научные знания являются определяющим фактором в экономике – базовым ресурсом, имеющем такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила. Естественно-научные разработки, внедренные в производство, приносят большую прибыль и, следовательно, служат орудием конкуренции. Знания материальной сущности товаров, новейших технологий, потребительского спроса обретают дополнительный потенциал, когда становятся неотъемлемой частью средств управления и деловой активности. Считается, что естествознание представляет собой производительную силу. Хотя оно и не производит непосредственно материальную продукцию, но очевидно, что в основе производства любой продукции лежат естественно-научные разработки. В последнее время естественно-научные знания принято считать базовым ресурсом экономики, по своей значимости превосходящим традиционные капитал, рабочую силу и материальные ресурсы. При такой оценке принимают во внимание не столько конечную продукцию того или иного производства, сколько естественно-научную информацию, на базе которой организуется и реализуется производство материальных ценностей.