double arrow

Естествознание и философия. Естествознание и нравственность.


Многие философы разных времен полагали, что категория «наука» объединяет часть того, что входит в большую категорию «знание». Естественно, что кроме науки есть другие способы познания мира: Религия, Философия, Мораль, Искусство. Наука отличается тем, что она стремится рационально проанализировать все формы и саму себя. В основном, наука руководствуется логикой.

Естествознание, как и вся наука в целом, оказывает сильное влияние н мораль, испытывая на себе обратное воздействие. Общество не может не ограничивать научный поиск, если сам поиск или его результат противоречат нормам нравственности или сложившимся представлениям о гуманности. Влияние естествознания на мораль в обществе всегда было огромно, однако, в нем не было единого мнения в вопросе об оценке такого влияния. С одной стороны, расширение горизонтов знания, разрушение унизительных предрассудков, обеспечение доступа к естественно-научным и культурным ценностям – все это имеет положительный нравственный оттенок. С другой – главный полигон испытания материализованных идей естествознания с древних времен до наших дней – поле военных действий, что побуждает видеть в науке воплощение зла и безнравственности. Еще в недалеком прошлом многие сторонники науки надеялись, что она способна решить и нравственные проблемы. Но теперь понято, что из науки и особенно из естествознания трудно извлечь правила о том, как надо и не надо поступать. Взаимосвязь и сочетание естествознания как науки о природе и морали как правил нравственности безусловно сложны, и для их научного анализа по-прежнему остается огромное поле деятельности. Очевидно одно: естествознание вряд ли может претендовать на замещение морали.          




Естественно-научное познание и научная истина.

В основе естественно-научного познания окружающего мира лежит сложная творческая работа, включающая сочетающиеся сознательные и подсознательные элементы. Несмотря на индивидуальность и специфику решения научных задач, все же можно назвать вполне определенные правила научного познания:

ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым

трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных

останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Часто встречающееся утверждение: главная цель естествознания – установление законов природы, открытие скрытых истин – явно или неявно предполагает, что истина где-то уже существует в готовом виде, ее надо только найти. В современном понимании открыть естественно-научную истину означает:



1 – установить причинно-следственную связь явлений и свойств объектов природы

2 – подтвердить экспериментом, опытом истинность полученных теоретических утверждений

3 – определить относительность естественно-научной истины.

Одна из задач естествознания – объяснять явления, процессы и свойства объектов природы. Здесь подразумевается образование причинно-следственной связи: причина – объект – следствие. Количественное описание такой связи служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. Истинный естествоиспытатель не должен ограничиваться теоретическими утверждениями или выдвинутыми гипотезами для объяснения наблюдаемых явлений или свойств. Он должен подтвердить их экспериментом, опытом и связать их с «действительным ходом вещей». Только так можно приблизиться к естественно-научной истине. После проведения эксперимента наступает завершающая стадия естественно-научного познания, на которой устанавливаются границы истинности полученных экспериментальных результатов или границы применимости законов, теорий или отдельных научных утверждений.

Три основные положения естественно-научного познания:

в основе естественно-научного познания лежит причинно следственная связь, которая является основой не только естественно-научного познания, но и любой другой деятельности человека истинность естественно-научных знаний подтверждается опытом любое естественно-научное знание относительно







Сейчас читают про: