Методы и приемы естественно-научных знаний

В основе естественно-научного познания окружающего мира лежит сложная творческая работа, включающая сочетающиеся сознательные и подсознательные элементы. Несмотря на индивидуальность и специфику решения научных задач, все же можно назвать вполне определенные правила научного познания:

ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым

трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных

останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Часто встречающееся утверждение: главная цель естествознания – установление законов природы, открытие скрытых истин – явно или неявно предполагает, что истина где-то уже существует в готовом виде, ее надо только найти. В современном понимании открыть естественно-научную истину означает:

1 – установить причинно-следственную связь явлений и свойств объектов природы

2 – подтвердить экспериментом, опытом истинность полученных теоретических утверждений

3 – определить относительность естественно-научной истины.

Одна из задач естествознания – объяснять явления, процессы и свойства объектов природы. Здесь подразумевается образование причинно-следственной связи: причина – объект – следствие. Количественное описание такой связи служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. Истинный естествоиспытатель не должен ограничиваться теоретическими утверждениями или выдвинутыми гипотезами для объяснения наблюдаемых явлений или свойств. Он должен подтвердить их экспериментом, опытом и связать их с «действительным ходом вещей». Только так можно приблизиться к естественно-научной истине. После проведения эксперимента наступает завершающая стадия естественно-научного познания, на которой устанавливаются границы истинности полученных экспериментальных результатов или границы применимости законов, теорий или отдельных научных утверждений.

Три основные положения естественно-научного познания:

в основе естественно-научного познания лежит причинно следственная связь, которая является основой не только естественно-научного познания, но и любой другой деятельности человека истинность естественно-научных знаний подтверждается опытом любое естественно-научное знание относительно

Эмпирическое и теоретическое познание мира.

Каждый акт познавательного процесса включает в себя в той или иной степени как наглядно-чувствительные, так и абстрактные, теоретические элементы. Исторически путь естественно-научного познания окружающего мира начинался с живого созерцания – чувственного восприятия фактов на основе практики. От живого созерцания человек переходил к абстрактному мышлению, а от него - снова к практике, в которой он реализует свои мысли, выверяет их истинность. Любое естественно-научное исследование нуждается с самого начала в руководящих идеях. Они служат своего рода направляюще силой, т.к. даже самая безупречная по своей логической строгости теоретическая мысль не может сама по себе вскрыть закономерности материального мира. Для своего эффективного движения она должна постоянно получать стимулы, толчки, факты из окружающей действительности через наблюдения, т.е. посредством эмпирического познания.

Эмпирическое и теоретическое познание – это единый процесс, характерный для любого естественно-научного исследования на любой его стадии.

Наблюдение и эксперимент.

Важнейшими методами естественно-научного исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания. Наблюдение относится к активной форме деятельности, направленной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач. Наблюдение требует специальной подготовки – предварительного ознакомления с материалами, относящимися к объекту будущего наблюдения: с рисунками, фотографиями, описанием предметов и т.п. Важное место в подготовке наблюдения должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения.

Эксперимент – разновидность практического действия, предпринимаемого с целью получения знания. Основная задача эксперимента – проверка гипотез и выводов теорий, имеющих фундаментальное и прикладное значение. Эксперимент представляет собой основу научного познания окружающего мира. В процессе естественно-научного эксперимента часто прибегают к физическому моделированию исследуемого объекта и создают для него различные управляемые условия. Для этого наряду с моделирующим объектом изготавливаются специальные установки и устройства: барокамеры, термостаты, ускорители, - обеспечивающие сверхнизкие и сверхвысокие температуры и давления, вакуум и другие условия. Многие экспериментальные исследования направлены не только на достижение естественно-научной истины, но и на отработку технологий производства новых видов разнообразной продукции. Экспериментальные средства по своему содержанию не однородны, их можно разделить на три основные отличающиеся системы:

систему, содержащую исследуемый объект с заданными свойствами систему, обеспечивающую воздействие на исследуемый предмет сложную приборную измерительную систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: