Цивилизация - это определённое человеческое сообщество (в отличие от всего человечества и отдельных государств), которое характеризуется высоким уровнем общественного развития и своеобразной материальной и духовной культурой. В качестве целостного конкретно - исторического образования цивилизация выделяется характером своего отношения к миру природы и выдающейся «отличительной культурой», в основе которой лежит религия.
В традиционных интерпретациях этого понятия цивилизация определяется как социокультурная общность, обладающая качественной спецификой, как целостное конкретно-историческое образование, которое отличается характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.
В случае, когда культурологические характеристики дополняются политическими, экономическими и психологическими составляющими, цивилизация рассматривается как сообщество, объединённое не только духовными ценностями и идеалами, но и специфическим чертами в социально-политической организации, экономике, культуре; как сообщество, объединённое также и чувством принадлежности к этому сообществу.
|
|
В рамках культурологического подхода в интерпретации понятия «цивилизация» немецкий социолог М. Вебер, а вслед за ним английский историк и социолог А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определёнными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.
Понятие «государство».
Государство - это основной социально-политический институт общества, предназначенный для организации его жизнедеятельности, защиты интересов своих граждан, обеспечения внутренней и внешней безопасности и представляющий собой систему учреждений и органов, составляющих аппарат управления, а также систему права, которое обеспечивается органами государства.
Первичной формой государственности были номовые города-государства. Традиционной формой правления стала монархия, которая со временем превращалась в традиционно восточную форму государства: деспотию, одной из тенденций развития которой было стремление стать империей.
Монархия (греч. «власть одного») - одна из двух (наряду с республикой) основных форм государственного правления. В норме монархия, как наследственная, умеренно авторитарная власть одного человека, следует интересам общества и государства. В отклонениях от нормы: тирания (следует интересам авторитарного монарха, носит временный характер); деспотия (как перманентная, крайне авторитарная тирания, ставшая традиционной для обществ Восточного типа); империя (как обширное государство-метрополия, расположенное на землях различных народов, колонизованных - мирно или насильственно - и удерживаемых с помощью силы или угрозы силы).
|
|
Империя (метрополия) часто несёт для покорённых народов (колоний) цивилизаторскую миссию, защищает их от ещё более агрессивных империй. В более широком смысле империя представляет собой государство, обладающее высоким политическим и военно-экономическим потенциалом, стремящееся к различным формам подчинения иных стран и народов, к региональному или мировому господству, действующее в соответствии с имперским принципом «разделяй и властвуй».
Центрами древнейших цивилизаций, возникшими в разное время независимо друг от друга, о чём прежде всего говорит их оригинальная письменность, могут считаться Шумер, Египет, Индская (Хараппская) цивилизация, Иньский Китай, Минойская (Критская) цивилизация, цивилизации Месоамерики и Перу. Первоначально это были небольшие оазисы в мире окружавших их первобытных культур. Но постепенно их ареал расширялся, и уже к исходу эпохи Древности образовалась единая зона классических и периферийных цивилизаций.
Эпоха цивилизационной Древности (IV тыс. до Р.Х. - середина I тыс. от Р.Х.) занимает самый продолжительный период в письменной истории человечества, охватывающий примерно четыре тысячи лет. Своими корнями первые цивилизации восходят к неолитическим раннеземледельческим культурам VIII - IV тыс. до Р.Х. в Евразии и VI - IV тыс. - в Америке. Древнейшие цивилизации Евразии - Шумер, Египет, Хараппа, Элам, минойский Крит - появились в IV - III тыс. до Р.Х.
Периодизацию истории евразийских цивилизаций обычно связывают с этапом освоения металлов, исходя из чего древнюю цивилизационную историю принято разделять на раннюю Древность, или «век меди и бронзы» (IV - II тыс. до Р.Х.), и позднюю Древность, или «век железа» (I тыс. до Р.Х. - первая половина I тыс. от Р.Х.), которая в свою очередь подразделяется на время расцвета древних обществ, или классическую Древность (I тыс. до Р.Х.), и время их упадка, или постклассическую Древность (I - V вв.).
Древние цивилизации Америки имеют иные хронологические рамки, хотя периодизация их истории в принципе не отличается от изложенной выше схемы: I тыс. до Р.Х. - время протогородских культур Месоамерики и андского региона; I тыс. от Р.Х. - ранний, или классический период; X - XVI вв. - поздний, или постклассический период, закончившийся гибелью древних культур Америки.
Мир древних цивилизаций предстаёт одновременно в своём единстве и разнообразии, взаимосвязи и разобщённости, общезначимости и неповторимости. Несмотря на значительные территориальные и временные различия, для всех цивилизаций Древности характерно как принципиальное отличие от первобытного общества и культуры, так и унаследованные от эпохи первобытности особенности архаичной экономики, социальных отношений, политических институтов, человеческого поведения, мышления и языка, что отличает их от цивилизаций Средневековья и Нового времени.
Отличительными признаками архаичной экономики стало абсолютное господство «естественных производительных сил», полная зависимость труда и жизнедеятельности человека от природных факторов (прежде всего земли: как основного средства производства), ориентация на простое, а не на расширенное производство, натуральный характер хозяйства и неразвитость рыночной инфраструктуры. Единство природы и общества обусловило единство индивида и коллектива, выражаясь в господстве родоплеменных пережитков и общинных отношений, многообразии социально-правовых статусов и основанных прежде всего на личностных связях форм зависимости. Архаизм социально-экономических отношений порождал специфику образа жизни и менталитета древнего, «родового» человека, склонного к фетишизации сил природы и мифотворчеству, наделённого непроизводственным экономическим мышлением.
|
|
Указанные отличительные особенности цивилизаций Древности составляли их общий фундамент, что ещё не значит, что Древний мир был однородным. Цивилизации Евразии отличались от цивилизаций Америки, Восток отличался от Запада, а классические цивилизации - от периферийных. И о том, насколько был неоднороден мир Древности, свидетельствует многообразие путей исторического развития древних обществ.
Для эпохи ранней цивилизационной Древности (IV - II тыс.) можно выделить три таких пути. Их своеобразие связано с особенностями государственного устройства и экономики. Первый и второй пути представляли так называемые номовые государства Двуречья и Египта конца IV - III тыс. до Р.Х.
Номы - это земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным и культурным центром которых был город. Они стали начальной формой государственности в Древности. Со временем номы превращались в объединения какого-либо речного бассейна или объединялись под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.
Номовые города-государства Шумера и Египта были самыми первыми государственными образованиями, возникшими в плодородных долинах, природные условия которых способствовали более быстрому развитию. Здесь раньше, чем где-либо, появится прибавочный продукт, классы-сословия и развитое государство, которое сумеет организовать крупные ирригационно-строительные работы. Эти древнейшие государства, выросшие из одной или нескольких общин, имели небольшую территорию, административно-хозяйственным центром которой являлся дворец или храм.
Экономика номовых центров была представлена государственным и общинно-частным сектором. И если в Шумере, который развивался по первому пути, наблюдалось их относительное равновесие, иногда нарушаемое в пользу госсектора, то в Египте времён Древнего царства (второй путь) полностью преобладал государственный сектор. По третьему пути, который отмечен сосуществованием общинно-частного и дворцово-государственного секторов экономики при преобладании второго, шло развитие «ранних» империй II тыс. до Р.Х.: Старовавилонской, Новоегипетской, Хеттской, дворцовых комплексов бассейна Эгейского моря, городов-государств Передней Азии и, возможно, Индской и Иньской цивилизаций.
|
|
Для эпохи поздней цивилизационной Древности (I тыс. до Р.Х - первая половина I тыс. от Р.Х.) характерно появление новых путей исторического развития. С одной стороны, в эту эпоху появились крупные ближневосточные монархии (обширное царское хозяйство сочеталось здесь с хозяйством самоуправляющихся храмовых и городских центров), Греция и Рим (где общинно-частный сектор возобладал над государственным), Индия и Китай «осевого времени» (на своеобразие которых накладывали отпечаток варно-кастовый строй в Индии и конфуцианская этика в Китае), а также цивилизации Америки, совершенно не связанные с евразийским «сообществом». С другой стороны, стало заметным вызванное объективными потребностями экономического обмена постепенное стирание различий между сложившимися в ранней и классической Древности путями. Это выразилось, в частности, в образовании таких «мировых империй», как Ассирия, Персия, Рим, Парфия, Китай эпохи Хань, Кушанское царство и эллинистические государства.
При всём разнообразии путей исторического развития древних цивилизаций, определявших их уникальность и разнообразие, в основе эволюции Древности лежало развитие городов. Цивилизационная Древность начинается с рождения и развития города и завершается с его упадком и гибелью. Сама этимология слова «цивилизация» (лат. civitas - гражданская община, или город) восходит к понятию «город». Специфика древнего города, являвшегося экономическим, политическим и духовным центром древнего общества, его важнейшим социальным организмом, состоит в том, что он в большей мере основывался на земледелии и земельной собственности, чем на ремесле и торговле.
С древним городом следует связывать становление, расцвет и упадок гражданского общества Древности - слоя свободных граждан: частных собственников, горожан-землевладельцев и земледельцев, самого многочисленного в древнем обществе. Впервые появившись в номовых центрах Шумера и Египта, древнее гражданское общество достигло расцвета в рамках античного общества. С упадком античных городов и постепенным превращением их свободных граждан в императорских подданных, зависимых мелких производителей, колонов, эпоха Древности завершается и начинается переход к феодальной эпохе.
Мир древних цивилизаций, несмотря на его значительную неоднородность и географическую разобщённость, можно рассматривать как единую контактную зону, в пределах которой никогда не прекращались традиции преемственности, культурного обмена и взаимовлияний. В их разветвлённой структуре выделяются следующие глобальные взаимосвязи:
1) обусловленные необходимостью обмена средствами производства и предметами потребления контакты между кочевыми скотоводами и оседлыми земледельцами;
2) культурное взаимодействие Древнего Востока и Античного Запада;
3) противоречивые по своему характеру политические, экономические и культурные контакты раннеклассовых обществ с первобытной, «варварской» периферией.
Сложная динамика всех этих взаимосвязей, вызванных неравномерностью развития различных регионов Древности, в конечном итоге имела тенденцию к их усилению. Об этом свидетельствует унификация путей исторического развития, начавшаяся во второй половине I тыс. до Р.Х., начало формирования универсальных синкретических (смешанных) культурных систем в римско-эллинистическую эпоху, интенсификация в поздней Древности торговых контактов между Востоком и Западом.