Неолитическая революция

Лекция 3

Эпоха Древности

Основные проблемы: проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; соотнесение приоритетов и ценностей социокультурных миров Востока и Запада.

Цель:   ознакомление с началом цивилизационной истории человечества: неолитической и аграрной революцией, зарождением первых значимых «отличительных культур» и государственных образований, зарождением принципиально различных социокультурных миров - «первичного» Востока и «последующего» Запада.

 

Основные дидактические единицы лекции по программе:

Эпоха первобытности. Неолитическая революция.

Эпоха цивилизационной Древности. Цивилизация как локализованное в пространстве и времени общество, характеризующееся специфическим единством материальной и духовной культуры. Типы цивилизаций Древности: первичные и последующие, речные и морские, классические и периферийные; цивилизации прогрессивного (Запад) и циклического (Восток) типа развития.

Восток как социокультурный тип. Особенности древневосточных цивилизаций: цикличность развития, стабильность общественных структур, ведущая роль государственной собственности на землю, деспотический метод управления, контроль частной жизни, приоритет общественных интересов.

Запад как социокультурный тип. Особенности Античных цивилизаций: динамизм развития, лабильность общественных структур, ведущая роль частной собственности на землю, демократический метод управления, относительно широкие рамки частной жизни, приоритет частных интересов.

Основные понятия: палеолит, мезолит,неолит, неолитическая революция, энеолит, бронзовый век, железный век, аграрная революция; цивилизация, государство, социокультурный тип; Восток и Запад как социокультурные типы, мобилизационный и инновационный типы социального развития; ном, монархия, деспотия, тирания, территориальная община, традиционализм; демократия, аристократия, республика, гражданская община (полис), космологизм.

План:

1.  Эпоха цивилизационной Древности.

2. Восток как социокультурный тип.

3. Запад как социокультурный тип.

Эпоха цивилизационной Древности.

Эпоха первобытности.

Первым этапом в истории человечества стала эпоха первобытности: эпоха первобытного человека, эпоха первобытного общества. Она началась с появления человека, которое произошло, по современным оценкам, около 4 - 5 миллионов лет назад в Восточной Африке. Человек постепенно выделился из животного мира, начав использовать огонь, изготовлять орудия труда и охоты, использовать речь, одежду, строить жильё. Эпоха первобытности продлилась миллионы лет, вплоть до появления первых цивилизаций около пяти с половиной тысяч лет назад. Вероятно, 70 тысяч лет назад, помимо древнейшего ремесла (изготовления орудий труда и охоты), на Земле проявились первые признаки первобытного искусства, о чём свидетельствуют современные находки в Африке: орнамент на охре. 40 тысяч лет назад проявляется первобытное искусство (наскальная живопись) и ранние формы религии на территории Европы.

Периодизация эпохи первобытности основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда и оружия (археологическая периодизация). Вплоть до начала эпохи цивилизационной Древности (IV тыс. до Р.Х.) первобытный человек использовал орудия труда и охоты из камня, реже - из кости. Эта эпоха названа каменным веком, который в свою очередь делится на древнекаменный век (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к использованию бронзы меднокаменный век (энеолит). Самая длительная эпоха первобытности - палеолит - подразделяется на ранний, средний и поздний. Первобытную историю человечества можно разделить на этапы, которые отличаются степенью развития орудий труда и охоты, материалами, из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства. Можно выделить 5 таких этапов:

1) Предыстория хозяйства и материальной культуры (1 - 5 млн. лет назад).

2) Эпоха примитивного присваивающего хозяйства (1 млн. лет назад - XX тыс. до Р.Х.: ранний и средний палеолит).

3) Эпоха развитого присваивающего хозяйства (ХХ - Х тыс. до Р.Х.: поздний палеолит и мезолит).  

4) Зарождение производящего хозяйства (IX - VIII тыс. до Р.Х.: поздний мезолит, ранний неолит).

5)  Эпоха производящего хозяйства (VIII - V тыс. до Р.Х.: неолит).

Неолитическая революция.

Для становления цивилизации и начала цивилизационной истории человечества принципиальное значение имел период нового каменного века - неолита (VIII - III тыс. до Р.Х.), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. В эту эпоху появляются лук и стрелы, зарождается керамическое производство, металлургия, прядение и ткачество, изобретается колесо и повозка. Начинается одомашнивание животных и возделывание злаков, в результате чего происходит переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Этот важнейший период в истории человечества по предложению Г. Чайлда был назван неолитической революцией, сущность которой заключается в переходе части населения Земли от присваивающих форм хозяйства к производящему хозяйству.

Неолитическая революция IX - VI тыс. до Р.Х. (прежде всего на Ближнем Востоке, для регионов более позднего развития: VI - III тыс.) имела прогрессивное значение в истории человечества, так как только на базе производящей экономики станет возможным формирование сословий и классов, образование государства и зарождение первых цивилизаций. С этого времени Земля стала кардинально менять свой облик. Произошёл резкий рост численности населения, усилились миграционные процессы и формирование языковых семей, оседлые земледельцы стали отделяться от скотоводов-полуземледельцев, возникли первые поселения и протогорода, стало развиваться ремесло и обмен. 

Если оценивать данный процесс в глобальной перспективе, можно отметить, что с этого времени экономическая деятельность человека, создающего «вторую природу», начинает становиться решающим экологическим фактором: в мире природы постепенно складываются антропогенные и техногенные экосистемы, возникают искусственные ландшафты, растёт отчуждение человека от природы, усиливаются противоречия между естественной и освоенной средой.

До начала эпохи Нового времени природа доминировала в споре с человеком, и наиболее характерной особенностью всех древних цивилизаций была их тотальная зависимость от природы. Даже само возникновение первых цивилизаций было следствием этой зависимости: цивилизации возникли там, где природа «позволила» им сделать это, благоволила им. Прежде всего природные силы благоприятствовали становлению речных цивилизаций, где даже при слаборазвитой деревянной и каменной технике можно было получать до двух раз в год стабильные урожаи.

Антропогенные и техногенные экосистемы Древности были неустойчивы. Во многом хозяйственная жизнь той эпохи зависела от природно-климатических условий. Там, где эти условия определялись цикличной устойчивостью, к примеру, в Египте, - экономику, общество и государство отличала определённая стабильность. Однако там, где баланс сил природы и человека нарушался какими-либо естественными катаклизмами, цивилизации приходили в упадок или же полностью исчезали. Так погибли Индская, Майянская, Минойская (Критская) цивилизации Древности. 

Традиционно эпоху древних цивилизаций связывают с первыми государственными образованиями и обществами более сложной, чем в эпоху первобытности, социальной организации. Для древних цивилизаций характерен ряд внешних признаков, выделяемых историками и археологами.

Началом цивилизации следует считать появление привилегированных социальных групп и государства, собирающего налоги, городов и монументальных строений, торговых связей и письменности, зачатков науки и развитых форм искусства (версия археолога Г. Чайлда). Древние цивилизации представляют собой сложные системные образования, социально-экономическую сущность которых составляют раннеклассовое общество и государство с характерным для них «культурным обрамлением» в виде монументальной архитектуры, городов и письменности (версия историка В. Массона). 

Суммируя оценки исследователей, можно сказать, что древние цивилизации отличаются от первобытного общества наличием государства, классов-сословий, городов и более развитой материальной и духовной культуры, включая крупные хозяйственные и архитектурные сооружения, письменность, а также сложные религиозно-мифологические воззрения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: