Главной особенностью развития цивилизаций Древнего Востока является цикличность их развития. Их исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток - один цикл. В каждом таком цикле можно выделить четыре стадии: 1) усиление централизованной власти и государства, 2) кризис власти, 3) упадок власти и ослабление государства, 4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.
Для Древнего Востока характерно медленное циклическое воспроизводство социальных отношений со сменяющими друг друга в разных регионах периодами существования мощных централизованных государств и периодами политической децентрализации. При таком циклическом развитии Восточное общество, тем не менее, имело богатую духовную жизнь, высокоразвитые науку и культуру.
Другой особенностью Древнего Востока является стабильность его долговременного, глобального развития. Она обеспечивалась традиционализмом, консерватизмом его социально-экономического уклада и деспотизмом его политической системы. Разрушение государства на исходе четвёртой стадии цикла редко влекло за собой исчезновение цивилизации: она вновь возрождалась из пепла на тех же принципах. И возрождалась она или сама собой, или с помощью завоевателей. Все великие цивилизации Древнего Востока, ставшие империями, в политическом смысле были мертвы. Отсутствие выбора, вариантов развития, каких бы то ни было альтернатив, постоянное балансирование любого её подданного между жизнью и смертью - всё это, тем не менее, поддерживало феноменальную жизнестойкость системы, но делало её органически неспособной спонтанно, из самой себя произвести политическую цивилизацию.
|
|
Для развития цивилизаций Древнего Востока характерен так называемый «азиатский» способ производства и деспотический метод управления. В структуре общества с таким способом производства К. Маркс выделил два полюса: систему более или менее обособленных сельских общин (территориальную общину) и централизованную государственную администрацию (Восточную деспотию). Верховное владение средствами производства закреплялось за государством, что не было известно цивилизациям Запада.
«Азиатский» способ производства складывался при наличии коллективной собственности на землю и в условиях, когда общины вынуждены были объединять свой труд для строительства крупных ирригационных сооружений. Организация гидравлических работ и мобилизация на них общинников вели к зарождению деспотического правления. Бюрократия создающейся таким путём Восточной деспотии становилась господствующим классом во главе с монархом-деспотом. Такое гидравлическое общество не являлось рабовладельческим: основную массу производителей составляли не рабы, а общинники.
|
|
Но «азиатский» способ производства возникал не только в обществах с ирригационным типом сельского хозяйства. Метод тотального огосударствления собственности всегда применялся для решения задач, требовавших мобилизации всех сил общества в экстремальных условиях. Использование этого метода, который на современном языке можно назвать также тоталитарным, не являлось свидетельством прогресса, но было скорее следствием тупика, из которого пытались выйти, являлось историческим свидетельством о бедности. Так в эволюционно-циклический путь развития Восточных обществ вторгался так называемый мобилизационный тип социального развития.
Мобилизационный тип развития является одним из способов адаптации системы к реальностям мира и заключается в постоянном обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей, представляющих собой выраженные в крайних формах условия выживания общества и его институтов.
По мере эволюции цивилизаций Восточного типа появляется частная собственность и формируются товарно-денежные отношения. Но все эти явления с самого начала ставились государством под контроль и оказывались полностью от него зависимыми, лишёнными возможности для органического саморазвития на приватной основе. Все видимые атрибуты частнособственнической рыночной экономики Востока были лишены того главного, что могло обеспечить их саморазвитие: правовых гарантий собственности и правового обеспечения рынка.
Ведущую роль на Востоке всегда играло государство, осуществлявшее контроль над частной жизнью своих подданных. Но оно не выступало доминантной формой цивилизационной интеграции: оно было не объединяющим, а усмиряющим началом. Интеграционные функции выполняла религия. Вот почему государственность и нормативно-ценностной порядок (религии) на Востоке были автономными. Государственность зачастую была лишь искусственной формой национальной интеграции, тогда как религия задавала нормативно-ценностный порядок для всего цивилизационного ареала. В связи с этим в цивилизационном отношении Восток никогда не был единым: здесь возникло сразу несколько своеобразных религиозно-культурных цивилизационных регионов.