Методология исторической науки

Cубъективно-идеалистическая методология - в субъективном идеализме первично сознание внутри человека, поэтому исторический процесс объясняется действиями выдающихся личностей, которые приводят к тем или иным историческим событиям, совокупность и взаимосвязь которых определяют ход и исход исторического процесса.

Объективно-идеалистическая методология - в объективном идеализме первично сознание вне человека, поэтому решающая роль в истории принадлежит действию объективных «надчеловеческих» сил, под действием которых общество неуклонно движется к заранее определённой цели.

Материалистическая методология - в материализме материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, поэтому экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми.

Монистический (унитарный) подход к изучению истории - представители этого подхода видят исторический процесс во власти определённых общих законов, доказательством чего является универсальность исторических закономерностей, основных фаз или этапов, через которые проходит человечество. В рамках данного подхода выделяются линейные и циклические концепции исторического развития.

Плюралистический (цивилизационный) подход к изучению истории - представители этого подхода отрицают наличие единства в развитии человечества. Они рассматривают историю как сложную систему сосуществующих друг с другом локальных цивилизаций, каждая из которых имеет только ей присущую историю и собственные закономерности развития.

ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

Циклический тип развития - характерен для обществ Восточного типа; в его основе лежитмедленное циклическое воспроизводство социальных отношений со сменяющими друг друга периодами (циклами).

Эволюционный тип развития - развитие происходит за счёт постепенного вызревания факторов и условий социально-экономической динамики. Здесь нет явно выраженной преобразовательной деятельности политической или интеллектуальной элиты общества.

Инновационный (прогрессивный) тип развития - характерен для обществ Западного типа; в его основе лежит целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование различных сторон жизни общества. Это процесс поиска и реализации нововведений, позволяющий повысить эффективность общественного производства и усилить степень реализации потребностей граждан за счёт культивирования внутренних факторов развития: прежде всего таких как наука и техника.

Мобилизационный тип развития - осуществляется за счёт вмешательства государства в механизмы функционирования общества и является средством выхода из застойного состояния, либо инструментом ускорения эволюционных процессов. Это один из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям изменяющегося мира, выражающийся в постоянном обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей.

ЭКОНОМИКА (от гр. oikonomike - искусство управления домашним хозяйством) - 1) совокупность производственных отношений исторически определённого способа производства, экономический базис общества; 2) хозяйство (или его часть: отрасли и виды производства) какой-либо страны, региона или всего мира.

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (от лат extensivus - расширяющий, удлиняющий) - связан с количественным (но не качественным) развитием «вширь». Экстенсивное хозяйство развивается прежде всего благодаря использованию дополнительных материальных и людских ресурсов, но не за счёт технического прогресса.  

ИНТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - (от лат. intensio - напряжение, усиление) - связан с качественным развитием «вовнутрь». Интенсивное хозяйство развивается прежде всего за счёт роста производительности труда на основе достижений научно-технического прогресса и улучшения организации производства.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность взглядов на мир и место человека в нём.

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

МИФ - исторически первый тип мировоззрения, несистематизированная совокупность взглядов на мир и место человека в нём, характеризующаяся целостностью, доминированием образности, антропоморфизмом, фантастическими элементами и отсутствием критичности.

ФИЛОСОФИЯ - теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.

РЕЛИГИЯ - упорядоченное мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, сочетающее эмоционально-чувственные и рационально-теоретические взгляды на мир и место человека в нём, основу которых составляет вера в существование Бога и иных внеприродных сил и объектов. В противовес языческим религиям религии «спасения» и «освобождения» стали своего рода психотерапевтическими кодексами морали современного человека, предложив в разных интерпретациях по сути один и тот же предмет стремлений для человека; они придали новый импульс цивилизациям Древности и заложили основы, стали ядром новых цивилизаций.

НАУКА - систематизированное мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в нём, основанная на построении истинного знания на основе специальных принципов и норм, важнейшее место среди которых занимает опытное обоснование, экспериментальное доказательство.

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система идей и взглядов на устройство и развитие общества, выражающих интересы социальных групп, реализация которых требует обращения к политической власти. Различают «левую», социалистическую идеологию (основанную на принципах социальной справедливости, всеобщего равенства и общественной собственности), «правую», либеральную (основанную на принципах свободы и толерантности, приоритета прав и интересов личности, частной собственности) и «центристскую», консервативную (основанную на стремлении к сохранению существующих традиций и ценностей).

ПОЛИТИКА (от гр. politike - искусство управления государством) - 1) участие в делах государства, определяющее форму, задачи, содержание его деятельности; 2) деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, партиями и государствами. Внутренняя политика охватывает отношения внутри государства, внешняя - отношения между государствами.

ОБЩЕСТВО -группы людей, объединенные в своей истории природными и социальными связями в сложноорганизованные открытые, саморазвивающиеся системы.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ - в марксизме: исторически определённые ступени в развитии общества, которые характеризуются определённым способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией. Формации согласно К. Марксу: 1) доэкономическая (родовой строй, «азиатский» и античный способы производства, феодализм), 2) экономическая (буржуазный способ производства), 3) коммунистическая. В советской науке утвердилось представление о пяти формациях: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

ОБЩЕСТВО АЗИАТСКОГО, ВОСТОЧНОГО ТИПА - традиционалистское, социоцентристское, авторитарно-деспотическое, основанное на власти-собственности и централизованном перераспределении общественных благ. Для него характерны неразделённость собственности и административной власти, экономическое и политическое, часто деспотическое, господство бюрократии, подчинение общества государству, отсутствие гарантий собственности и прав подданных, весьма медленное развитие.

ОБЩЕСТВО АНТИЧНОГО, ЗАПАДНОГО ТИПА - частнособственническое, рыночное, персоноцентристское, с частью населения, обладающими гражданскими правами. Для него характерны энергичное инновационное развитие, гарантии частной собственности и гражданских прав как стимул к инновациям и творческой деятельности, определённая гармония общества и государства, дифференциация власти и собственности.В начале эпохи Нового времени античный генотип принимает форму либерализма (в политической сфере) и капитализма (в экономической сфере).

ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ФЕОДАЛИЗМ - 1. Политическая, социально-экономическая и социокультурная система эпохи Средневековья, в которой: а) земельная собственность выражается во владении землёй на правах феода: наследственного (или ненаследственного) владения, полученного от вышестоящего сеньора; б) крестьяне находятся в личной зависимости от землевладельца и платят ему феодальную ренту (натуральную, денежную или отработочную); в) права людей взаимно ограничены и неразрывно соединены с обязанностями; г) политическую власть осуществляет иерархически организованное военное сословие; д) общественное сознание пронизано религиозным мировоззрением; 2. В марксизме: специфический способ производства, основанный на частнособственническом и условно-корпоративном владении землей и другими основными средствами производства и внеэкономическом принуждении зависимых непосредственных производителей. В советской исторической науке феодализм рассматривался как третья общественно-экономическая формация.

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, КАПИТАЛИЗМ - 1.  Социально-экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства, механизированном и машинном производстве, всеобщем характере товарно-денежных отношений, свободной конкуренции товаропроизводителей и свободе частного предпринимательства. Возникая в рамках Позднего Средневековья, в эпоху Нового времени становится ведущим фактором мирового развития. 2. В марксизме: эпоха становления и развития буржуазного (капиталистического) способа производства, основанного на противостоянии новых общественных классов: предпринимателей и рабочих. В советской исторической науке капитализм рассматривался как четвёртая общественно-экономическая формация.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛИЗМ - 1. Модель идеального устройства общества, основанного на общественной собственности и коллективизме (согласно идеям европейских социалистов - утопистов XVI - XIX вв.); 2. В марксизме: первая ступень коммунистической общественно-экономической формации; 3. На практике: неэффективные антидемократические системы, государства тоталитарного социализма.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, основанное на крупном промышленном производстве со связанными с ним соответствующими моделями рынка, потребления, социально-политической организации, науки, культуры. Для индустриального общества характерны: ориентация на линейный прогресс; постоянно возрастающие объёмы производства, потребления, знания; высокий уровень образованности населения; значительное преобладание доли промышленной продукции над долей сельскохозяйственного производства, доли городского населения - над сельским.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность различных межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Гражданское общество в лице сложившихся ассоциаций людей выражает и защищает их групповые и индивидуальные интересы и права, обусловливает и определяет уровень демократичности государства.

РЕВОЛЮЦИЯ  - 1.  Качественные преобразования в обществе, изменяющие его социально-экономический, политический и культурный облик; 2. Переход от одной общественно-экономической системы к другой (социальная революция); 3. Успешно завершённый государственный переворот, направленный на радикальные преобразования (политическая революция); 4. Противоположность эволюции как нормы общественного развития, свидетельствующая о глобальном системном кризисе общества, не способного развиваться естественным, эволюционным путём.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -качественное преобразование общественной жизни, переход от первобытности к цивилизациям Древности, переход от присваивающих форм хозяйства к производящему хозяйству, от собирательства и охоты - к земледелию и скотоводству. Хронологические рамки: в передовых регионах Земли: IХ - VI тыс. до н.э.; в регионах более позднего развития: VI - III тыс. На основе перехода к производству прибавочного продукта естественное разделение труда дополняется общественным, происходит генезис городских поселений. Благодаря отделению умственного труда от физического станет возможным формирование первых государств и первых цивилизаций.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -качественный переворот в области технологии и организации производства, проявившийся в переходе от ручного труда к машинной технике, от мануфактуры к фабрике, формировании новых классов общества: класса предпринимателей (буржуазии) и пролетариата (рабочего класса), а также нового уклада жизни. Индустриальная революция знаменует переход от преобладания аграрного типа хозяйства к новому этапу в развитии экономики, где преобладающим становится промышленное производство, а также к новому уровню жизни. 

РЕФОРМА -политические и (или) социально-экономические, культурные преобразования, направленные на переустройство общества.

Политическая (социально-экономическая) реформа – социально-политические преобразования в сторону ограничений власти и расширения политических и (или) социально-экономических прав граждан (подданных). В случае обратного вектора преобразований, - в сторону усиления власти и ограничения прав граждан, - такое переустройство следует именовать контрреформой.        

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП – типологическая характеристика общества, отображающая его основные социальные и культурные черты в экономике (тип собственности) и политике (тип государственной власти), а также основания социальности (тип коллективности) и социокультурные характеристики индивидов (тип личности).

ЗАПАДНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП   - тип общества, в основе которого лежит частная собственность, гражданская община (гражданское общество), государственность демократического (или авторитарно-демократического) типа и свободная личность.

Гражданская община - историческийтип коллективности, основанный на объединении лично свободных частных собственников для защиты своего имущества от внутренних и внешних посягательств.

ВОСТОЧНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП   - тип общества, в основе которого лежит государственная собственность, территориальная община, государство «власти-собственности» (авторитарно - деспотического типа) и личность с иерархической структурой сознания.

Территориальная община -  тип коллективности, основанный на объединении людей по принципам совместного проживания и подчинения единой государственной власти.

МОДЕРНИЗАЦИЯ - сложный и длительный процесс, включающий урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление гражданского общества, научную революцию, утверждение свободомыслия и атеизма.   Модернизация   представляет собой эпоху перехода (примерно с XVI в. по настоящее время) от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному. Как комплексный процесс, модернизация охватывает все сферы жизни общества, представляя собой целостное изменение социокультурных основ цивилизации.

СРЕДНИЕ ВЕКА - 1. традиционное и условное обозначение промежуточной, переходной эпохи в европейской истории между эпохами Античности и началом Нового времени. Название предложено итальянскими гуманистами, которые рассматривали период от падения Западной Римской империи до падения Восточной Римской империи (476-1453) как эру «тёмных веков». Средние века станут временем поиска новых идей, нового вектора развития, своеобразным промежуточным звеном между аграрной и индустриальной типом цивилизации, между авторитарно - аристократическим и либерально-демократическим типом общественного развития.

2. С точки зрения формационного подхода: эпоха зарождения, развития и упадка феодального общества, феодализма (V - XVII вв.).

НОВОЕ ВРЕМЯ - 1. Условное обозначение западноевропейской эпохи (XVI - XX вв.), когда происходит переход от традиционного, аграрного, корпоративного общества к обществу торгово-промышленному, инновационному, антропоцентристскому, в рамках которого стала расширяться экономическая, а затем мировоззренческая и политическая свобода человека. К началу ХХ века в передовых странах Запада завершается переход от средневекового, феодального общества к либерально - демократическому, индустриальному обществу. События последних десятилетий иногда именуют Новейшим Временем. 2. В марксизме: эпоха зарождения, развития и упадка буржуазного общества, капитализма (сер. XVII - XIX вв.).

«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» -один из «срезов» мировой истории с точки зрения К. Ясперса. В эту эпоху (VIII - III вв. до н.э.) происходит переход от мифологии к философии, от языческих политеистических верований - к классическим монотеистическим религиям как нормам морали. Это был наиболее важный этап в развитии человечества: именно тогда впервые проявилась духовная рефлексия (как показатель зрелости человека), сформировался современный человек, и было положено начало духовному единству всего человечества и всемирной истории как идеи. 

КУЛЬТУРА -исторически определённыйуровень развития общества, совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («человек культуры»), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта («человек цивилизации»).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - 1. Определённое человеческое сообщество (в отличие от всего человечества и отдельных государств), которое характеризуется высоким уровнем общественного развития и своеобразной материальной и духовной культурой. В качестве целостного конкретно-истори-ческого образования цивилизация выделяется своим отношением к миру природы и выдающейся «отличительной культурой», в основе которой лежит религия. 2. Заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которого характерны высокий уровень технических и научных достижений, упадок искусства, приоритет материальных ценностей (О. Шпенглер).

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: 

ТРАДИЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество статичного типа воспроизводства, нацеленного на самосохранение, на поддержание всей системы социальных отношений в соответствии с некоторым идеализирующим прошлое представлением. В производственно-экономической сфере преобладает сельское хозяйство.

АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, с церковью и армией как главными социальными институтами.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество, характеризующееся бурным развитием тяжёлой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления, развитие информационных и наукоёмких технологий.

Приложение. Литература по истории (библиотека НГАХА)

 

Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для студентов вузов. - М., 2008.

Фортунатов В.В. Отечественная история.- СПб., 2008.

Дворниченко А.Ю. и др. История России: Учебник. - М., 2008.

Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: Учебник. - М., 2007.

Сёмин В.П. История: Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. / Под ред. А. Радугина. - М., 2002.

История: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2000. 

История России и мировые цивилизации. / Под ред. М.В. Рубана. - М., 1997.

История России с древнейших времён до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. - М., 2004.

Арсланов Р.А. и др. История Отечества с древнейших времён до конца ХХ века. В 2 тт. - М., 2002.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. - М., 2001.

История Российского государства. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М., 2001.

Мунчаев Ш.В., Устинов В.М. История России: Учебник. - М., 2001.

Мунчаев Ш.В., Устинов В.М. История Советского государства. - М., 2002.

История России с древнейших времён до конца ХХ века. - М., 2001.

История России XIX - нач. XX вв. / Под ред. В.А. Фёдорова. - М., 2004.

Новейшая история России. Под ред. М.В. Ходякова. - М., 2004.

Верт Н. История Советского государства. 1900 - 1991. - М., 1992.

История России в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1999.

История России. / Под ред. Ю.И. Казанцева, В.П. Деева. - М., 2001.

История России. / Под ред. С.В. Леонова. В 2 тт. - М., 1998.

Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. - М., 2000.

История Отечества. Люди, идеи, решения. В 2 тт. - М., 1991.

Всемирная история. / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М., 2003.

Всеобщая история. Справочник студента. - М., 1999.

История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2002. 

Тураев Б.А. История Древнего Востока. - Минск, 2002.

Васильев Л.С. История Востока: Учебник. В 2 тт. - М., 1994.

Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.

Мир в XX веке. / Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М., 2001.

Дьяконов И.М. Пути истории. - М., 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Киршин Олег Иванович

 

Отечественная история:

Программа курса и методические материалы

для студентов специальностей:

 270300 - Архитектура

270302 - Дизайн архитектурной среды

070601 - Дизайн

070904 - Монументально-декоративное искусство

 

 

Подписано к печати 20.09.2009. Формат 60х84/16

Бумага мелованная. Объём 2,19 п.л.; 2,41 уч.-изд.л.

Тираж 200 экз. Заказ № 

 

 


Отпечатано в Новосибирской архитектурно-художественной академии

630099, Новосибирск, Красный проспект, 38.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow