Основные условия соблюдения которых обеспечивают надлежащие хранения:
- Определение температуры и относительная влажность воздуха
- Соответствующие освещение и вентиляция
- Товарное соседство
- Закрепление постоянных мест за товаром
- Обеспечение материальной ответственности
- Выполнение санитарно – гигиенических мероприятий, предупреждающих убыль и порчу товаров.
Необходимо защищать товары от действия прямых солнечных лучей. Для поддержания соответствующего санитарного состояния помещений стены окрашивают масленой краской проводит ежедневную уборку и не реже, чем 1 раза в год – генеральную уборку с дезинфекцией и дезинсекцией помещений. Во время хранения особенно длительного срока товары периодически просматривают при необходимости очищают от пыли, плесени, ржавчины.
При хранении товар укладывают на под товарники, поддоны, стеллажи, в шкафы, подвешивают на плечики, хранение на полу не допустимо.
При размещении товара на хранения следует предусматривать возможность быстрого нахождения товара, удобного отбора для подачи в торговый зал учитывать длительность его хранения.
|
|
Товары хранят в упакованном или распакованном виде основными способами укладки являются стеллажный и штабельный. На стеллажах хранят распакованные товары. Товары укладывают на подтоварники или поддоны в основном прямой или обратной кладкой. Между стеллажами должны быть оставлены проходы 0,75-1 метр.
Предварительная подготовка товаров к продаже
Многие из поступивших товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде в каком они завезены т.е. нуждаются в подготовке к продаже. Она включает в себя такие операции как распаковка (освобождение от внешней тары) и сортировка (группировка изделий по размерам, фасонам, сортам, ценам).
При подготовке товара к продаже так же производится следующие операции:
- Проверка соответствии цен, сортности указанных в сопроводительных документах и маркировки;
- Облагораживание товаров (отчистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, протирка верхнего слоя);
- Фасовка, предварительна нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;
- Комплектование подарочных наборов;
- Оформление и прикрепление ярлыков цен.
Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца. Более быстрому обслуживанию покупателей снижению товарных потерь. Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производится продавцами, а в крупных специальными работниками.
Товарные потери в магазине
|
|
При хранении, подготовке товаров к продаже и в процессе продажи, многие товары в результате естественных свойств теряют в массе и объеме. Такие потери называются естественной убылью. Естественная убыль продовольственных товаров возникает в следствии раскрошки, образующиеся при продаже товаров за исключением карамели с обсыпкой и сахара-рафинада. Утечки в результате таяния просачивания. Расхода веществ на дыхания (мука, крупа).
Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Размещение товаров, требования.
Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала предназначенные для работы одного или нескольких продавцов и оснащенные специальным оборудованием для размещения, а так же выкладки и продажи товаров. На рабочем месте осуществляется показ, выбор, консультация, расчет и упаковка, а также оказание услуг покупателям.
Организация рабочего места продавца должна обеспечивать наиболее полное использования площади торгового зала, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной расстановки.
Уровень организации рабочих мест определяется их технической оснащенностью, эффективностью использования оборудования и средств механизации, планировкой. Планировка магазинов должна отвечать требованиям эргономики, максимально облегчить труд.
По устройству рабочего места продавцов делят на закрытые, полуоткрытые и открытые. При закрытом рабочем месте продавец отделен от покупателя прилавком. При полуоткрытом столиком или тумбочкой. Открытое рабочее место в магазинах самообслуживания.
При организации труда рабочие места продавцов могут быть индивидуальными и бригадными.
Важнейшими элементами организации рабочего места продавца являются: размещение и выкладка товаров от которых зависят уровень обслуживания покупателей и эффективность труда продавцов.
Под размещением товаров понимают их распределение площади торгового зала, в соответствии с планом магазина. А под выкладкой – процесс расположений, укладкой и показа товаров на торговом оборудовании.