Задание с изображением биологического объекта
Уровень сложности: ВЫСОКИЙ
Количество баллов: 3
КЭС (контролируемые элементы содержания)
2.1 – 2.7 Клетка как биологическая система
3.1-3.9 Организм как биологическая система
4.1-4.7 Система и многообразие органического мира
5.1-5.6 Организм человека и его здоровье
6.1-6.5 Эволюция живой природа
КТ (контролируемые требования к уровню усвоения)
2.2 устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции.
2.5 распознавать и описывать: клетки растений и животных; особей вида по морфологическому критерию; биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности; экосистемы и агроэкосистемы.
2.6 выявлять:
2.6.1 отличительные признаки отдельных организмов;
2.6.2 приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных;
2.6.3 абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;
|
|
2.6.4 источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
2.7 сравнивать (и делать выводы на основе сравнения):
2.7.1 биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы);
2.7.2 процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);
2.7.3 митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у растений и животных, внешнее и внутреннее оплодотворение;
2.7.4 формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции;
2.8 определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
На чём можно потерять баллы
1. Если в ответе только один элемент из четырёх – число баллов 0. Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла, ИЛИ Ответ неправильный
2. Ответ включает в себя два названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1 балл
3. Ответ включает в себя три названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки 2 балла
4. Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 балла.
ПРИ ОТВЕТЕ НА ЗАДАНИЯ С РИСУНКОМ НУЖНО ОСНОВЫВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА СОДЕРЖАНИИ РИСУНКА. НЕЛЬЗЯ ПРИВОДИТЬ В КАЧЕСТВЕ ДОВОДА ТО, ЧТО НЕ ИЗОБРАЖЕНО.
|
|
https://www.youtube.com/watch?v=67ruNKo62Tk&feature=emb_logo
https://studarium.ru/working/2/23/page-1
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
Деление клетки
Пример 1. Показана фаза деления клетки — нужно это фазу назвать. Также необходимо указать предшествующую и будущую фазу, объяснить свой ответ. В ЕГЭ предусмотрено много заданий, освещающих разные фазы митоза и мейоза. Ученик должен научиться определять эти фазы по рисунку, уметь различать: гомологичные или не гомологичные хромосомы участвуют в этом делении, какие из них попадают в новые клетки. Также нужно выучить отличия митоза от мейоза на каждой стадии процесса.
Пример 2. Представлена фаза (профаза I) деления клеток. Необходимо назвать эту фазу и тип (мейоз) деления, ответ обосновать. В данном примере нужно указать на конъюгацию и кроссинговер. Можно добавить про образование бивалентов. Также ученик должен прописать характерные признаки профазы I. Рисунки на тему митоза и мейоза встречаются в разных вариациях.
Эмбриогенез
Пример 1. В иллюстрации представлен процесс из цикла развития ланцетника. Ученику нужно назвать этот процесс, указать его особенности и чем он завершается.
Пример 2. На рисунке изображена стадия эмбрионального развития ланцетника. Необходимо назвать эту стадию и структуры, обозначенные цифрами, а также пояснить, из каких зародышевых листков формируются данные структуры. Существует много вариантов заданий, связанных с эмбриональным развитием. Во втором примере цифрами могут быть обозначены и энтодерма, и эктодерма, и мезодерма, и хорда, и нервная трубка и прочее. Эмбриогенез школьникам следует знать во всех подробностях.
Гаметогенез
Пример. Ученик должен назвать процессы, которые проиллюстрированы схемами (например, сперматогенез, овогенез, оплодотворение) и объяснить различие между конечными результатами этих процессов. Простой и распространенный вопрос, однако он может быть представлен в усложненном виде. С такими рисунками встречаются задания и другого типа, в которых нужно определить плоидность гамет на каждой стадии эмбриогенеза или овогенеза. Ученику понадобится знание терминологии, а также понимание отличий стадии роста от стадии размножения и созревания.
Строение растений
Пример 1. Представлен поперечный срез листа — нужно указать структуры, обозначенные цифрами, и функции некоторых из этих структур.
Пример 2. Даны поперечные срезы стеблей — требуется назвать классы представленных растений и объяснить, по каким признакам это было определено.
Пример 3. Изображен срез стебля. Ученик должен обозначить его внутренние структуры и их функции. Задания по ботанике часто встречаются в учебниках и будут широко представлены на экзамене. Ученику важно знать строение растений и, кроме того, уметь письменно объяснять функции тех или иных структур (с этим наблюдаются сложности).
Отделы и классы растений
Пример 1. Изображены два растения (например, мох кукушкин лен и хвощ полевой). От ученика требуется назвать отделы, к которым относятся эти растения и указать признаки, позволившие это определить.
Пример 2. Представлены колос и его семя. Нужно указать, как какому отделу и классу относится изображенное растение, объяснить почему.
Пример 3. Дан цветок класса двудольные, а также его кочан и плод в разрезе. Необходимо назвать класс и обосновать ответ, а также назвать представленные органы и указать их значения в жизни растения. Тоже очень распространенные задания. Что касается семейств, их признаков и названий — это в заданиях не встречается, однако требует повторения. В ответах опять-таки важны нюансы: в третьем примере детям нужно указать (помимо прочего), что представлено двухлетнее растение, и что его зимовку обеспечивает кочан.