Основные правила вычитки

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Основные правила вычитки

3. Виды рубрик

· Информационное деление

· Местоположение

4. Правила их оформления

5. Подчиненность и нумерация

 

Введение

Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются. Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определенной части текста.

Пользователь сети или читатель прессы задаст себе вопрос: «Неужели из таких слабых текстов, с большим несоответствием, не читабельностью на суд читателю представляют материалы, которые становятся бестселлерами?».

Но в действительности, перед сдачей материала, авторы несколько раз редактируют и вычитывают плод своего труда. Благодаря этим приемам можно самый запутанный, сбивчивый и нечитабельный текст исправить до шедевра мировой классики.

Выясним каким образом удается из обычной работы делать мега-продающий текст.

Акулы пера пользуются такими инструментами, как корректировка и вычитка. Рассмотрим ниже каждый параметр в отдельности и подробнее:

Вычитка текста — это проверка полученного материала на ошибки и определение его качественной составляющей. Вместе с этим методом применяется редактирование текста — это улучшение и исправление изложенной информации.

Писатели рекомендуют использовать корректировку и вычитку материала на отдельных этапах, но эти два метода всегда применяются в дуэте. У автора не получится просто читать статью и не исправлять все недочеты и ошибки, корректировать и не дописывать незаконченные мысли и убирать все неточности из статьи.

Основные правила вычитки

1. Проверяется структурированность статьи, количество абзацев, наличие списков, заголовков. Тут же следует осмыслить полученную информацию и понять, не осталось ли у читателей вопросов по изложенной теме. Если не все сказано, следует добавить данных, если обнаружены такие моменты статьи как ненужная информация, которая не заинтересует пользователей, ее нужно убрать из статьи. Залог качественной подачи информации правильно составленный план;

2. Точность дат, цифр и терминов. Вычитка текста не должен выдавать измененные данные за действительность, искажать терминологию;

3. Проверить логичность всего излагаемого материала. Если автор рекламирует фирму, например, пекарню, то недостаточно написать, что они выпускают качественный хлеб. Требуется указать продолжительность деятельности, заслуги предприятия, реальные преимущества перед конкурентами и аналогичные факты;

4. Важный критерий оценки — это убедительное изложение данных, прочитав, которые пользователь захочет получить этот товар или услугу. Этот пункт создан для аналитических и продающих статей;

5. Повторение слов и водность. Эти показатели перенасыщают материал повторами одних и тех же словосочетаний, для такой проверки используются программы «Адвего», «Тургенев», «Главред» Сервисы работают онлайн и большинство из них предоставляют бесплатные проверки;

6. Синтаксис — это быстрое восприятие передаваемой информации, читаемость. Если предложения слишком длинные, их нужно сделать короче, убрать заумные фразы. Ритм так же важен для читателя, в том случае если информация воспринимается медленно, необходимо перестроить предложения.

7. Правильное название предметов. Предложения должны выстраиваться с правильными временами и падежами глаголов;

8. Проверка на ошибки. Для этой работы существуют такие программы как «Литера5», «Орфограммка».

 Применяя эти советы, может показаться, что на выполнение уйдет много времени, но получив правильное наставление, вскоре такая корректировка будет выполняется автоматически. И многие новички со временем приобретут то самое «писательское чутье».

Различную значимость рубрик, их размещение на разных ступенях рубрикации нужно графически четко выразить в издании, причем так, чтобы читатель сразу знал, с рубрикой какой ступени он имеет дело. На помощь приходит размер шрифта (чем он больше, тем выше ступень рубрикационной иерархии) и его насыщенность (чем шрифт весомее, тем заголовки старше, значительнее). Однако возможности этих графических характеристик ограниченны. Практически можно использовать не более пяти кеглей. К тому же шрифты близких кеглей плохо различаются. Вариантов шрифта по насыщенности всего три: светлый, полужирный, жирный.

Чтобы усилить графическую разницу между рубриками разных ступеней и увеличить число вариантов, используют различие между заголовками по их местоположению на полосе и по отношению к тексту.

С этой точки зрения все рубрики делятся на виды, каждый из которых получил свое издательско-полиграфическое название.

Виды рубрик

Заголовки печатного издания делятся по информации, которую они несут, и по месту расположения на листе.

 

Информационное деление

Рубрики по содержательности бывают:

1. Тематические — выражают содержание части подчиненного текста («Рождение Александра»).

2. Родовые — показывают род рубрики (книга, раздел, глава, параграф) и ее порядковый номер. Например, «Том 1», «Первая глава» или «Раздел А».

3. Нумерационные (литерные) — делят текст по порядку. Они обозначаются буквами (А, Б, В и т. д.) или цифрами (от 1 и далее).

Заголовки могут быть смешанного типа. Примеры:

•родовой тематический — «Глава одиннадцатая. Первые годы Александра в школе»;

•нумерационный тематический — «9. Уроки воспитания».

При выполнении корректуры текста на это обращают внимание в первую очередь.

 

 

Местоположение

Заголовкам присваиваются названия в зависимости от того, где они размещаются.

1. Шмуцтитул. Выбирает себе целый столбец на странице, как правило, с правой стороны. От текста он отделяется нанесенной или невидимой вертикальной полосой.

2. Фонарик (маргиналия). Это зеркальное отражение шмуцтитула. Место расходуется неэкономно, но позволяет сделать сноски, примечания и разместить рисунки напротив текста. Данный вид популярен в справочной литературе.

3. Шапка. Выравнивается посередине строки, над текстом. Является названием всего издания и располагается на начальной полосе. После нее ставится пробел.

4. Заголовок в спусковом пробеле. Находится между шапкой и текстом. Отделяется от них пустой строкой как сверху, так и снизу. Именует одну из частей произведения.

5. Начальный заголовок в разрез текста. Выносится на новую страницу. Применяют для крупных частей произведения (книга, том, раздел). Правильно установить такие рубрики помогают сайты корректоров текста.

6. Рядовой заголовок. Остается на своей странице и используется для подчиненных частей (глава, параграф). Размещается над текстом как с отбивкой сверху и снизу, так и без нее.

7. Заголовок с абзацного отступа. Входит в состав абзаца. Он начинает текстовый блок и отделяется от него точкой с последующим пробелом. Набирается жирным шрифтом или заглавными буквами. Такой заголовок бывает нумерационным. Тогда он выглядит подобно нумерованному списку. Является низшей ступенью рубрикации. Отбивать его пустой строкой от предыдущего текста или нет, решает верстальщик. Но если выше находится другой заголовок, то пробел не делается.

8. Скрытый заголовок. Тоже пишется с красной строки, но выделяется крупным шрифтом, курсивом. Способен улучшить текст для восприятия, когда он насыщен рубриками. Его пример – название этого абзаца.

9. Форточка. Располагается по методу, характерному для изображения, обтекаемого текстом. Пустой строкой не отделяется.

10. Буквица (инициал). Это первая литера раздела, превышающая основной размер символов в несколько раз. Набирается иным шрифтом или рисуется. Выполняется обтекание текстом. Допускается второй вариант буквицы, когда заглавная буква выравнивается по нижнему краю строки, как обычная. Но размер ее остается равным 2–3 строкам и более. Не признается самостоятельным обозначением начала главы, а ставится после шапки или иного типа заголовка. Используется в детских и художественных изданиях с целью оформления.

 

11. Немой (графический) заголовок. Не имеет текста и не выносится в оглавление, но отбивается пробелами. Название заменяется изображением или астерисками. Встречается в стихах, коротких разделах, суть которых составляют лирические отступления, воспоминания, размышления. При переносе произведения в электронный вид производится редактирование текста и присвоение ему буквенного заголовка, который часто берется с первой строки.

12. Белая строка. Применяется в тех же случаях, что и немой заголовок. Обозначается пробелом из 1–3 пустых строк. Но если начинается с нового листа, то ставится линия, астериск или графическое изображение.

 

 

Особенности оформления

Для обозначения начала новой части произведения допускается менять кегль, начертание и гарнитуру шрифта первой строки. Существует вариант применения заглавных букв для набора первых слов. Подобный метод сочетается с буквицей, но характерен для типографики англо-американского типа.

Для эффектности восприятия книги бывает целесообразно заказать услуги корректора текста. Бывают заголовки из двух частей с разным шрифтом. Как правило, их объединяет союз «или».

Для сказок и научной литературы применяют в заголовках абреже: после названия дается краткое описание главы или книги мелким кеглем.

 

 

 

Подчиненность и нумерация

При вычитке текста важно учитывать старшинство рубрик в зависимости от их вида. В этом поможет следующая схема.

Подчиненность родовых заголовков (от старшего к младшему) следующая: книга → том → часть → раздел → глава → §.

Типы нумерации:

1. Если любой том книги начинается с первого раздела, а каждая глава – с параграфа 1, то такое деление является пораздельной нумерацией. Используется в произведениях, где отсутствуют перекрестные ссылки на рубрики. Это художественные произведения.

2. Техническая и научная литература предпочитает сквозную нумерацию. В ней младшие заголовки нумеруются независимо от вышестоящих. Тогда второй раздел может начинаться с третьей, четвертой или пятой главы, продолжая предыдущий отсчет.

3. Для законодательных документов, справочных материалов применяется нумерация с индексом. Заголовок обозначается по такому типу: 1.3.7. Это означает: первый раздел, третья глава, седьмой параграф.

 

* * *

Знаки препинания. В конце заголовка точка не используется. Но она ставится после цифры (литеры) родового заголовка, если затем идет название рубрики. Пример: «Глава 3. Сливки общества».

Польза. Приемы оформления заголовков – инструмент верстальщика. Умелое использование рубрикации при верстке книги помогает читателю легко воспринимать информацию, предоставленную в произведении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: