Особенности социально-педагогической работы с детьми и молодежью с нарушениями зрения

Учет и знание особенностей развития незрячих детей позволило разработать содержание и методику специальных коррекционных занятий, руководствуясь принципами.

Обучение ориентировке в пространстве незрячих является одной из наиболее актуальных проблем в подготовке их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. При ориентировке в пространстве незрячих большую роль играют сохранные анализаторы: остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, а так же вестибулярный аппарат и мышечная чувствительность, которые при передвижении дают важную информацию об окружающем пространстве. Занятия по пространственной ориентировке направлены, прежде всего, на их развитие.

Обучение ориентировке в пространстве проходит в три этапа: I этап В начальном звене идет ознакомление с малым пространством и предметами ближайшего окружения: - ориентировка в приборе для письма по системе Брайля; - учебнике; - ориентировка на своем теле и относительно его; Изучение жизненно важных маршрутов: «класс-спальня»,«класс- столовая» и т.д. Обучение алгоритму обследования предметов. Развитие сохранных анализаторов к восприятию признаков окружающего мира. На II этапе идет расширение пространства: изучаем территорию школы, близлежащие улицы, правила дорожного движения и изучение видов транспорта, усложнения маршрутов. III этап Использование общественного транспорта, изучение маршрутов в черте города: «школа-аптека», «школа-автовокзал», «школа-почта», «школа-ж.д.вокзал». Ориентировка в учреждениях общественного назначения. Развитие коммуникативных навыков.

 Чтобы представления были наиболее близки к реальным на занятиях по ориентировке используются различные виды наглядности: макеты, рельефные схемы, карты города доступные осязательному восприятию и восприятию с помощью остаточного зрения

Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость. На практических занятиях изучаются различные техники владения тростью: «диагональ», «маятник», «скольжение», «касание». Техника ходьбы с сопровождающим дает возможность незрячему вовремя отреагировать на движения сопровождающего: остановиться, ускорить или замедлить шаг и т.д.

Для обнаружения остановки транспортного средства и посадки в него незрячего необходимо научить хорошо представлять местонахождение остановок. Особое внимание уделяется работе тростью при подходе к транспортному средству

При переходе через перекресток необходимо учить детей активизировать сохранные анализаторы: слух, кинестетический анализатор.

Изучение нового маршрута предполагает многократное прохождение его с опытным сопровождающим.

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики. Коррекционное пространство для успешного развития осязания и мелкой моторики. Развивающие игры. Пальцевые упражнения. Предметно-практическая деятельность.

Развитие мимики и пантомимики. Эмоции, отраженные мимикой и пантомимикой слышны лучше, чем речь. У незрячего ребенка навыки невербального общения не сформированы. Методическая база занятий построена на игровой деятельности. Создается сложная система связей и взаимоотношений сенсорных, моторных и логических структур, позволяющих воспринимать и использовать информацию из внешнего мира для адекватного его отражения.

Движениям обучаются дети путем совместных контактных действий, что дает ребенку возможность почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, создать кинестетический образ, почувствовать эмоциональное состояние. Это метод сопряженных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: