double arrow

Дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья: характеристика категории, статистика.


Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями(читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях(например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).




Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.



На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.

1. Вид (тип) нарушения.

2. Степень и качество первичного дефекта.

3. Срок (время) возникновения первичного дефекта.

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.

 

 

36. Особенности работы социального педагога с детьми с нарушениями слуха

Нам нужно создать благоприятную среду в семьях, где есть дети с нарушением слуха. Это очень сложно, поскольку родители сами требуют систематического психологического сопровождения, консультаций, советов, дополнительных знаний по развитию своих детей. Родители, имеющие ребенка с нарушением слуха должны знать, что его воспитание требует больших физических и духовных сил. Поэтому выбор возможных форм и видов совместной работы с родителями зависит от многих факторов: жизненной компетенции родителей, их социального и образовательного уровня, желание сотрудничать. Педагогам следует учитывать семейное окружение ребенка, количество детей в семье и их пол, знать, чья роль в семье является ведущей (матери или отца), полной или неполной, благополучной или не совсем та или иная семья. Обязательно надо обращать внимание на интересы, запросы, ценности, образовательно-культурный уровень, социальное и материальное положение семей, привлекая их к участию в психолого-педагогическом процессе учебного заведения, в учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы. На сегодня обучение и воспитание детей с нарушением слуха предполагает их интеграцию в мир слышащих людей. Дошкольное воспитание является первым звеном в системе образования для всех детей, в том числе и для детей с нарушениями слуха. Следует отметить, что при поступлении ребенка в детский сад роль родителей еще более возрастает. Они должны помогать детям в обучении, помня, что дошкольное воспитание детей с нарушением слуха является основой педагогического процесса, в основу которого положено наглядное обучение и игру. Для родителей такой деятельностью может стать учебно-коррекционный процесс. Нужно ознакомить родителей с коррекционно-педагогическим процессом что является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Дети, получающие специальное обучения, могут достаточно внятно говорить и хорошо понимать устную речь, читая с губ. Основные проблемы семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, — это низкие возможности родителей в предоставлении им реабилитационной и коррекционной помощи и низкий уровень педагогической компетентности. Для ознакомления родителей с коррекционным процессом необходимо:



 - Обеспечить доступное восприятие информации о состоянии слуха ребенка;

 - Информировать их о развитии ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

 - Акцентировать внимание на положительных достижениях в развитии ребенка;

 - Научить приемам коррекционной работы;

 - Создать условия для общения родителей, которые также имеют детей с нарушением слуха. Можно выделить следующие основные формы работы с родителями: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые.

Также необходимо проводить коллективные беседы на актуальные темы.

 Проводя такие коллективные беседы или консультации, следует помнить, что они должны быть интересными для родителей и содержать только необходимый конкретный материал.

Наиболее актуальные темы для консультаций: - Развитие мелкой моторики; Похожая статья: Педагогическая работа с одаренными детьми - Артикуляционная гимнастика; - Языковые игры дома. Индивидуальная работа, безусловно, имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Привлечение родителей к совместному коррекционному процессу предусматривает: - Единство требований к ребенку; - Ответственность за выполнение домашних заданий; - Постоянное введение поставленных детям звуков в речи; - Активное участие во всех мероприятиях. Таким образом, эффективность коррекционной работы, гармоничное развитие детской личности в значительной степени зависит от творческой сотрудничества сурдопедагога с родителями, умело настроенных профессиональных и личностных отношений, четкого и сознательного понимание определенных учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Указанные формы работы способствуют достижению общего положительного настроя на образовательно-воспитательный процесс, укреплению семейных связей и реализации программы воспитания и развития ребенка с нарушением слуха. Семья, родители положительно влияют на развитие детей с нарушением слуха своей любовью, внимательным отношением к проблем ребенка, а душевная теплота и ласка — это необходимые условия успешной работы с ребенком. Привлечение родителей к участию в образовательных, реабилитационных мероприятиях в процессе социальной адаптации ребенка является чрезвычайно важным и позволяет ребенку почувствовать себя полноценной и социально-ориентированной личностью. Похожая статья: Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения Очень важную роль в поддержке родителей, имеющих детей с нарушением слуха, играет доступна и грамотная информация, предоставленная специалистами о обучения, воспитания и коррекции, которые позволяют детям с нарушением слуха приспособиться к жизни в обществе и стать его полноценными членами.







Сейчас читают про: