Сенсорная алалия. Определение, причины, механизмы, основная симптоматика

Сенсорная алалия – Сенсорная алалия – нарушение понимания речи при сохранном элементарном слухе, вторичное недоразвитие собственной речи. При сенсорной алалии преимущественно страдает речевой гнозиз, т. е. нарушается анализ звуков, в том числе слышимой речи, не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом – ребенок слышит, но не понимает обращенную речь (слуховая агнозия).

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

Симптоматика

Неречевая симптоматика:

  • Дети пользуются часто жестами и мимикой
  • У них наблюдаются нарушения слухового восприятия и внимания
  • Иногда не понимают инструкции вне конкретной ситуации
  • Двигательные беспокойства и трудности в поведении

Речевая симптоматика:

· При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются поиски ребенка (не уверен в правильности того, что говорит)

  • Эхолалия
  • Замены и искажения носят не фиксированный характер
  • Высказывания не точны по содержанию и ошибочны по форме.

Основным принципом работы является последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы: стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.

1. Строгая организация звукового и речевого режима ребенка.

2. Пробуждение интереса к звукам окружающей жизни.

3. Формирование психо-физиологической основы речи (основные виды деятельности, развитие произвольного внимания, зрительных и акустических установок и дифференцировок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: