Активизация речевой деятельности в разных ситуациях общения

Основными приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей являются:

- подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры

- драматизации;

- логопедическая ритмика, действия под музыку;

- проблемные ситуации;

- комментированное рисование;

- психотерапевтические приёмы (психологические тренинги);

- введение игровых персонажей;

- постановка вопроса;

- подстановка недостающего слова

- подбор синонимов и антонимов;

- развитие невербальных средств и другие.

Цель - активизация речи на основе закономерностей познавательной

деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития

компенсаторных механизмов.

Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов,

направленных:

I блок - на активизацию самой деятельности детей, которая способствует

речевой активности.

II блок - на активизацию компонентов речевой деятельности.

III блок - на активизацию речи в разных видах деятельности.

Большое внимание необходимо уделять развитию невербальных проявлений

активности детей, поскольку доверительная коммуникация - основа для

вербальной.

Моторная алалия. Определение, причины, механизм, основная симптоматика

- недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи.

Моторная алалия обусловлена поражением центра Брока, то есть лобно-теменной области мозга. Ребенок слышит и понимает обращенную речь, но не в состоянии ее воспроизводить. Коррекционная работа при моторной алалии всегда подразумевает комплексный подход.

Лечение моторной  алалии состоит в коррекции и улучшении речи. Первым делом необходимо проконсультировать ребенка у детского невролога, логопеда и нейропсихолога, провести требуемые обследования. Установление точного диагноза даст возможность подобрать адекватное лечение.

Лечение моторной алалии заключается в активизации речевой функции. Специалист работает над увеличением словарного запаса, над правильным построением фраз, развитием связной речи и четким произношением звуков. Занятия по преодолению моторной алалии включают в себя логоритмику, нейроакустическую коррекцию и логопедический массаж.

При лечении мотроной алалии специалист учит ребенка различать слова, идентифицировать их с предметами, воспринимать речь и правильно выстраивать фразы. По мере овладения данных навыков малыш начинает самостоятельно разговаривать.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Речевая симптоматика

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

 Развитие фонетической стороны в значительной степени зависит от развития словаря и даже определяется им. Звуки появляются в ряде случаев спонтанно под влиянием развития словаря, однако их использование в составе слова сопряжено со значительными затруднениями. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки при воспроизведении звукового состава слова детьми даже при условии правильного произнесения ими изолированных звуков.

Неречевая симптоматика моторной алалии

При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем.

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д.

Согласно психологическим концепциям, механизм моторной алалии составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: