Задачи и содержание работы с безречевыми детьми раннего возраста

Охарактеризуйте механизм эфферентной моторной алалии.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины – центр Брока, который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ). При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенка страдает переключение от одной коартикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи). Точка зрения, рассматривающая деление алалии на эфферентную и афферентную, недостаточно подтверждена, но и небезосновательна, так как у многих детей с моторной алалией ЭЭГ и клинические исследования выявляют неврологические симптомы двигательных и речедвигательных нарушений.

19. Приемы активизации речи у алаликов

Ууделяется большое внимание подготовительному этапу.

Показываю образец выполнения задания. Даю инструкцию: «Собери!». Работа ведется на основе зрительного подражания с минимальным использованием речи.

  Основная цель на этом этапе – вовлечь ребенка в образовательный процесс, заставить концентрировать внимание на предмете. Важно, чтобы ребенок видел только тот материал, с которым работаем в данный момент.

На этом этапе занятия длятся пять, шесть минут, провожу их несколько раз в течение дня. Обязательно поощрение ребенка после правильного выполненного теста.

Если у ребенка нет отрицательной реакции на шумы и звуки, уже на подготовительном этапе начинаю работу по развитию фонематического слуха на неречевом материале. Можно использовать сначала погремушку и бубен, затем две погремушки: красная гремит громко, зеленая тихо. Повторяем задания многократно. Затем усложняю, два колокольчика. Ребенок должен определить, какой колокольчик звенит, большой или маленький. Где звенит: вверху или внизу, справа или слева.

В начале работы все   приемы должны быть направлены на развитие и обогащение воспринимаемой речи. Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи проводятся в соответствии с лексическими темами: «Овощи. Фрукты. Части тела. Игрушки. Семья и так далее».

 Параллельно с расширением понимаемого словаря, ведется  работу по развитию экспрессивной речи в виде доступных для произношения звукоподражаний.

Например, лексическая тема «Игрушки». В зависимости от уровня развития ребенка беру от одной до четырех игрушек.

Люблю использовать в работе прием с личными фотографиями. Это дает хороший обучающий эффект.

Это дает возможность вызывать доступные произношению ребенка первые слова: «Ма, па, на, дай, ам».

 Неважно, в какой форме он будет произносить слова, главное, что появилась потребность подражать. Все слова повторяем многократно, показывая картинки, предметы или действия.

Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. Графомоторные игры:

Наш малыш кричит с утра: «Уа - уа «.

 Очень важно правильно формулировать вопросы, для того чтобы вызвать словесную реакцию ребенка «Ты стоишь?» Задайте альтернативный вопрос: «Ты идешь или стоишь? Что ты делаешь?»

Ребенок произносит звукоподражания, усеченные слова - самый трудный этап, этап запуска речи прошел успешно!

Соединение слов в двухсловную фразу. Часто используются элементы сюжетно-ролевых игр, которые помогают в развитии фразы.

- Посади Лялю за стол. Ляля, сядь. Кого посадили за стол? Ляля хочет пить. Вот сок. Вот чай. Что дашь, чай или сок. Ляля, пей. Ляля пьет чай или сок? Ляля пьет сок!

Обговариваем все действия, помогаем ребенку жестами и мимикой. На данном этапе также не исправляем речь ребенка, а радуемся успехам! Большое внимание в работе на данном этапе уделяю слоговому ряду.

 

Задачи и содержание работы с безречевыми детьми раннего возраста.

Безречевые дети - это дети у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними.

К безречевым следует отнести детей с различными задержками психического развития, в том числе недифференцированными, моторной и сенсорной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличам, нарушением слуха, анартрию (тяжёлая степень дизартрии).

 В последнее время в специализированные детские сады всё чаще поступают безречевые дети 2 – 4 лет, дети, пользующиеся несколькими лепетными словами, плохо понимающие или понимающие обращённую речь только в условиях знакомой ситуации.

Задачи:

Необходимо способствовать повышению познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

 Содержание коррекционной работы в образовательной организации должно быть направлено на преодоление или коррекцию недостатков в развитии детей

В связи с этим, мы предлагаем систему коррекционно-логопедического воздействия, которая предназначена для работы с детьми раннего возраста и адресована родителям, логопедам и воспитателям.

 Она предусматривает поэтапное обучение ребенка,состоит из нескольких разнонаправленных групп игр, и включает в себя: развитие мышления, памяти, понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи.

 Чем раньше будет начата коррекционная работа с логопедом, тем быстрее будет компенсировано речевое недоразвитие.

Все задания и упражнения нужно предлагать в игровой, непринуждённой форме, на первых порах действуя одновременно с ребёнком, давая ему возможность выполнить задание по образцу, копируя действия взрослого.

  На первом этапе работы речевой отклик ребёнка необязателен. Ребёнок участвует в диалоге со взрослым любым доступным способом: жестом, мимикой, действием. В этом случае ему интересно, его не понуждают к однообразным повторениям. Материал для работы (игрушки, картинки) можно использовать многократно и вариативно. Для стимуляции речевой активности детей очень полезно использовать куклуперчатку, игрушку. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со взрослым, малыш учится отражённо повторять 2 – 3 облегчённых слова, звукоподражания в таких играх, как «Прятки», «Скажи, как я».

Нужно научить их находить предмет по его контурному изображению, тени, соотносить предмет с картинкой, узнавать предмет, игрушку по характерной детали в играх «Отгадай, что это?», «Угадай, что нарисовано?»

  На втором этапе работы объём материала увеличивается, задания усложняются, Возможности к обобщению становятся шире, Работа по развитию понимания речи на первом этапе начинается с обучения нахождения предмета, игрушки по вопросу «Где?»

К пониманию простых обобщений подводим постепенно, используя бытовые ситуации, игру. В совместных играх с ребёнком, как бы копируя житейские ситуации, не только расширяем представления детей об окружающем, но и вводим в пассив новые слова. Полезно рассматривание иллюстраций к стихам, сказкам, сюжетных картинок с одним действием с одновременным комментарием и вовлечением ребёнка в диалог:

Еще один этап логопедической работы в системе направлен на развитие активной подражательной речевой деятельности. На этом этапе, начинаем учить называть близких людей, обращаться к ним, называть по именам, подражать голосам животных, называть звуки и шумы окружающего мира, подражать звукам музыкальных инструментов. Обучаем детей пользоваться не только существительными, но и глаголами, указательными местоимениями, составлять двухсловные предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: