Стратегии, программы, проекты, направленные на решение данной проблемы, на федеральном, региональном, муниципальном уровнях

 

Несомненно, основополагающими и определяющими являются программы социальной политики, принятые на федеральном уровне. Программы и проекты, принятые на региональных и муниципальных уровнях, должны развивать федеральные, конкретизировать их и соответствовать им, учитывая в тоже время особенности и территории региона, и этнического населения.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации установлены в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ. Этот же Закон определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте:

1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;

4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;

5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;

6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;

9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;

10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;

11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

Цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года на федеральном уровне определены в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 года № 1101-р.

Реализация Стратегии предусматривает продление до 2020 года действия федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и ее подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы".

Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала России, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.

Федеральная Стратегия развития физической культуры и спорта включает в себя следующие разделы: 

- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

- разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях;

- совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

- развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

- развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

При этом, в каждом разделе указан комплекс мер для его реализации.

Реализуя названную стратегию, Министерство спорта Российской Федерации приказом от 14.03.2016 № 245 утвердило «План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Данный План предусматривает: повсеместное внедрение Всероссийского физкультурноспортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди всех возрастных и социальных групп населения; корректировку государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и перечня обязательных и дополнительных (по выбору) испытаний комплекса ГТО; развитие в субъектах Российской Федерации общественного физкультурноспортивного движения "Спорт для всех"; проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для всех возрастных и социальных групп населения; обустройство в субъектах Российской Федерации малобюджетных объектов спорта, в том числе футбольных полей и площадок; развитие системы школьных и студенческих спортивных клубов, физкультурноспортивных клубов по месту жительства, работы и обучения, а также центров тестирования комплекса ГТО; утверждение комплекса мер, по совершенствованию физкультурно-спортивной работы среди сельского населения; адресная поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации (в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"); мониторинг реализации дополнительных мер по созданию условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; поддержка проектов и мероприятий, включая производство печатной продукции, направленных на пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни (в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России");  освещение в средствах массовой информации подготовки и проведения крупнейших международных спортивных мероприятий; проведение в субъектах по отдельному плану Российской Федерации массовых акций и мероприятий, направленных на пропаганду ценностей Олимпизма; создание федеральных и региональных центров подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке; обеспечение современным спортивным оборудованием специализированных детскоюношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;

4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

8) организацию обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.[2]

Кроме того, необходимо отметить реализацию именно на федеральном уровне широкомасштабных Национальных проектов по пропаганде физической культуры и спорту, проводимых как в средствах массовой информации – телевидении (таких, как «Ледниковый период», «Танцы» и т.п.), так и на местах (всероссийские массовые старты «Лыжня России», «Российский азимут», «Оранжевый мяч», «Кросс Наций»); повсеместное внедрение Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди всех возрастных и социальных групп населения.

В настоящее время утвержден федеральный проект «Спорт – норма жизни», время реализации которого определено с 01.01.2019 по 31.12.2024 г.. Его целью обозначено: доведение к 2024 году до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры.

На региональном уровне в каждом субъекте Российской Федерации правовую основу составляют так же специальные законы. Таким в Алтайском крае является закон  Алтайского края от 11.09.2008 № 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае».

Кроме того, в развитие федеральной Стратегии принимаются аналогичные региональные.

Так, как упоминалось выше, Постановлением Администрации Алтайского края от 04.03.2011 года № 100 утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года».

В субъектах по отдельному плану РФ развивается общественное физкультурно -спортивное движение "Спорт для всех".

Кроме того, в Алтайском крае на региональном уровне реализовывались ведомственные целевые программы, например: «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2009-2011 годы, «Развитие краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума «Алтайское училище олимпийского резерва» на 2011-2013 годы, «Развитие футбола в Алтайском крае» на 2011-2013 годы, «Развитие хоккея в Алтайском крае» на 2009-2011 годы.

В настоящее время продолжает осуществляться строительство спортивных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы и краевых адресных инвестиционных программ.

Так, например, в Романовском районе по данным программам был построен Спортивный комплекс, в котором в настоящее время размещается Детско – юношеская спортивная школа «Олимп». 

Кроме того, проводятся и массовые спортивные проекты на региональных уровнях («Кольцо Победы», «Лыжня здоровья», спартакиады и т.п.).

На муниципальном уровне так же появились муниципальные программы развития спорта. 

Так, например, в Романовском районе реализуется Программа «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе на 2018-2022 годы», которая является основой для осуществления полномочий муниципального района по обеспечению условий для развития на территории района физической культуры и массового спорта, определяет основные направления, стратегию и меры поддержки физической культуры и спорта в Романовском районе. Утвержден календарный план спортивно-массовых мероприятий, ежегодно проводятся зимние Олимпийские игры (по 7 видам спорта), летние Олимпийские игры (по 10 видам спорта), Первенства района по футболу, волейболу, баскетболу, городошному спорту, гандболу, зимнему футболу, шахматам, настольному теннису.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: