Псалом 2: Истолкование. Особенности толкования святителя Филарета Московского на 2 псалом

Экзаменационная программа

По Священному Писанию Ветхого Завета

Для 3-го курса бакалавриата Московской Духовной академии

На 2019 – 2020 учебный год

(дневное отделение)

Билет.

Учительные книги Ветхого Завета, их место в Священном Писании Ветхого Завета.

Их всего семь. Пять учительных книг являются каноническими – Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней Соломона. Две учительные книги неканонические – Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. Древние отцы и учители Церкви, книги, называемые нами учительными, именовали поэтическими. Так их называют святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский и преподобный Иоанн Дамаскин. Название учительные впервые встречается у церковного писателя VI века Леонтия Византийского. В еврейской традиции Псалтирь, книга Иова, Притчей Соломоновых, Екклезиаст и Песнь Песней, вместе с книгами Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии и Паралипоменон, относятся к разряду Кетубим (Писания). Внутри Писаний (Кетубим) еврейская традиция выделяет раздел Мегиллот (Свитки). Так называются книги, читаемые во время великих праздников. Из учительных книг в раздел Мегиллот входят книги Песнь Песней и Екклесиаст. Есть еще одно название учительных книг – литература Премудрости. Премудрость по-еврейски «хокма». Поэтому в литературе можно встретить и такое название книг премудрости – «хокмические книги». К разряду хокмической литературы обычно относят и книгу пророка Варуха. По определению «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной Церкви»: Учительные книги «содержат учение благочестия» что в учительных книгах, помимо прямых богооткровенных истин, много человеческих рассуждений. Иногда приведенные рассуждения могут оказаться ошибочными. Это касается, например, речей друзей праведного Иова Елифаза, Вилдада и Софара, которые своими речами навлекают на себя гнев Божий. Поэтому при цитировании учительных книг надо соблюдать сугубую осторожность. Учительные книги служат прекрасными образцами древнееврейской поэзии. Характерной ее особенностью является параллелизм. Выделяют три вида параллелизма: синонимический, антитетический и синтетический. При синонимическом параллелизме обе части стиха выражают одну и ту же мысль. Например: Пс. 103. При антитетическом параллелизме вторая часть стиха содержит мысль, противоположную той, которая содержится в первой части. При синтетическом параллелизме вторая часть стиха содержит новое изречение, расширяющее или дополняющее мысль

Псалом 2: Истолкование. Особенности толкования святителя Филарета Московского на 2 псалом.

Ст. 1-2: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князи совещаются вместе против Господа и против Помазанника». Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа.

Ст. 3: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Этот стих, по мнению святителя Афанасия Великого, произносится от лица упомянутых в стихе 2-ом врагов Господа нашего Иисуса Христа, которые отвергают Его учение и отказываются нести иго, о котором сказано: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11, 29).

Ст. 4: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им».

Ст. 5: «Тогда скажет им во гневе Своем и яростию Своею приведет их в смятение». Святитель Афанасий Великий видит в этих словах пророчество, которое сбылось в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи» (Мф. 23, 13) и «Горе вам, законникам» (Лк.11, 52) и в разрушении Иерусалима римлянами.

Ст. 6-8. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе». Царь – это Господь Иисус Христос. Под Сионом святые отцы понимают Церковь, над которой Он как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем, хотя по Божеству Господь Иисус Христос, как Бог, имеет царство по самой природе. Стих 7-ой может вызвать некоторое недоумение. Если речь идет о Христе, то что означает: «Я ныне родил Тебя»? Вот как толкует 7-ой стих Афанасий Великий: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч. – т.е. естество Отчее подтверждает, что Я - Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я – образ ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати присовокуплено «еси» в означение предвечного рождения. Следовательно, о человеческом рождении говорят и последующие слова: родих Тя. Видишь, как отец Себе присвояет и рождение по плоти Единородного Христа». Ст. 9: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их как сосуд горшечника». Под жезлом железным св. отцы понимают Крест Христов. «Упасеши я жезлом железным» - т.е. крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа», - толкует святитель Афанасий Великий, но приводит и иное толкование: «Некоторые под железом разумеют римское владычество». Блаженный Феодорит эти же слова псалма толкует так: «Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я, - то есть сокрушишь римским царством, которое Даниилово пророчество в переносном смысле называет железным по его крепости и несокрушимости. Сокрушает же наподобие сосудов, сделанных из брения. Ибо когда отреклись иметь Его единого царем и громогласно вопияли, говоря: не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19, 15), - поставил над ними просимого ими кесаря, и от воинства кесарей понесли они наказание за нечестие. Если же кто думает, что сказано это не об иудеях, но об язычниках, то надобно разуметь так: упасет язычников жезлом железным, Своим крепким и несокрушимым царством, и сокрушит их: как сосуды скудельника, и растворяя и воссозидая банею пакибытия (Тит. 3, 5), сообщит им крепость огнем Духа. Так предрекши о сем блаженный Давид увещевает наконец и царей, и подчиненных прибегнуть к Спасителю, с любовью принять спасительные законы и в изучении и преподавании оных находить для себя пользу».

Ст. 10-12: «Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Почтите Сына (в славянском тексте: «приимите наказание», то есть наставление, научение), чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него». Под наказанием (наставлением) святитель Афанасий Великий понимает евангельское учение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: