Химический состав цитоплазмы.(вода, белки,нукл. кислоты,липиды, мин.в-ва)

Физиология растений как наука. Цели и задачи. Методы исследования. Значение для учителя.

Ф.Р.-это наука о общих закономерностях жизнед-ти растений: почвенного и водного питания, фотосинтеза и накопления орг.в-в.

Задачи: раскрыть сущность протекаемых процессов, взаимосвязь устойчивых процессов, выяснить влияние факторов среды.

Методы исследования:лабораторно-аналитический, вегетационный, полевой, меченых атомов, электронной микроскопии, электрофореза, хроматографического анализа, ультрафиолетовой и люминесцентной микроскопии.Изучение строения клеточных оболочек, открытие цитоплазматических мембранных структур способствовали выяснению процессов обмена веществ и энергии в клетке, изучению структуры и функции органоидов растительной клетки. Большое принципиальное значение имеет электронно-микроскопическое исследование строения РНК и ДНК, локализации их на структурных компонентах клетки. Результаты этих исследований легли в основу раскрытия генетической роли ядра и проблемы наследственности.

Изучение физиологии растений имеет большое значение для учителя средней школы, так как знания о жизни растений помогают на должном уровне проводить работу на учебно-опытном участке. Только изучив жизнь растения, можно понять его космическую роль, оценить процесс фотосинтеза как продуцента органического вещества на планете, роль гормонов роста и физиологически активных веществ, взаимодействие растений и ряд других аспектов. Изучив основные закономерности жизни растений в теоретическом курсе, на практических занятиях будущий учитель овладеет методикой постановки опытов, что ему крайне необходимо при проведении курса ботаники в средней школе.

КЛЕТКА-основная структ-я. и функ-я единица живого, ограниченная мембранойи способная к самовоспроизведению.

  Отличия раст-й от животной кл.: кл. стенка,хлоропласты,вакуоль,наличие плазмодесм, кот. связывают все протопласты в симпласт.

Химический состав цитоплазмы.(вода, белки,нукл. кислоты,липиды, мин.в-ва)

Вода 80%, белки 20%, Жиры 5%,углеводы 2%, мин.в-ва 1,5%

Функции воды - обязат. компонент рас.клетки, растворитель, участник хим.реакций(гидролиза,фотосинтеза, дыхания),терморегуляции(происходит испарение при перепадах температуры), тургор. Вода в клетке находится в 2х формах:1-свободная(поступает,передвигается и испаряется- молодые рас-я.) 2-связанная(св-ва меняются благодаря взаимодействию с др. мол-ми.С белками -коллоидная, с сахарами-осмотическая-.стареющие рас-я)

Белки- полимеры,мономерами кот. являются амин-ты, соединенные пептидными связями.

Функции белков: · Структурная. Белки входят в состав всех мембран, окружающих и пронизывающих клетку, и органелл.

· Ферментативная (каталитическая). Все биологические реакции в клетке протекают при участии особых биологических катализаторов — ферментов, а любой фермент — белок.

· Транспортная. Белки участвуют в переносе веществ через мембраны (белки-переносчики челночного типа и энергозависимые, ионные каналы; аквапорины - «водяные поры»).

· Защитная. В клетках растений, устойчивых к воздействию патогенов синтезируются специфические иммунные белки.

· Рецепторная. В мембраны растительной клетки встроены молекулы сложных белков, главным образом гликопротеинов, которые играют роль рецепторов, избирательно воспринимающих сигналы из внешней среды, а также внутренней среды растительной организма.

· Запасная. В семенах откладываются запасные белки, которые используются при прорастании семян

Ферменты - специфические катализаторы белковой природы, ускоряющие течение биохимических реакций и играющие важнейшую роль в обмене веществ. Ферменты являются глобулярными белками, их молекулы могут быть представлены как простыми, так и сложными белками. В первом случае ферменты называют однокомпонентными, а во втором – двухкомпонентными. Белковая часть двухкомпонентных ферментов называется апоферментом, а небелковый компонент - коферментом.

Нуклеиновые кислоты - это линейные неразветвленные гетерополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.

Нуклеиновые кислоты обеспечивают: хранение и воспроизведение генетического материала при делении клетки; в интерфазе жизненного цикла клетки НК участвуют в реализации наследственной информации путем транскрипции и трансляции.

Липиды- орг. в-ва, не растворимы в воде, но растворимы в орг. растворителях. Выделяют группы жиров: воска,простые жиры,фосфолипиды.Функции воска- защитные покрытия на плодах, листьях. Функция простых ж.- запасающая.

Минеральные в-ва - Функции отдельных минеральных элементов, которые растения получают из почвы, крайне разнообразны. Ни один процесс, совершающийся в растении, не протекает без их участия,- минеральные соли необходимы как материал для построения протоплазмы и разнообразных клеточных органоидов.- ряд элементов, получаемых растениями через корни, играет большую роль в процессах обмена веществ и энергии. - минеральные элементы обеспечивают определенную структуру коллоидов живого вещества, без которой не могут осуществляться жизненные процессы.

Катионы и анионы влияют на проницаемость клеточных мембран, с которыми связаны проникновение и передвижение питательных веществ в клетках. - минеральные соли, содержащиеся в клеточном соке, определяют осмотические свойства плеточного сока, без которых растение не может насасывать воду и придавать должную напряженность своим тканям. Благодаря последнему свойству травянистые растения, не -имеющие скелета, придают своим органам, состоящим из нежных тканей, определенную форму.. - минеральные ионы входят в состав ферментных систем и являются катализаторами многих физиологических процессов.

Элементы, количество которых в растениях составляет проценты или десятые доли процента,

называют макроэлементами. К ним относят азот, фосфор, серу и катионы — калий, магний и

кальций; железо занимае. промежуточное положение между макро- и микроэлементами.

Углеводы: моносахариды не подвергаются гидролизу (глюкоза), дисахариды, полисахариды (крахмалл).

Функции: энергетическая, резервная, защитная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: