Методы репетиторской работы

Если обратиться к толковому словарю:

       РЕПЕТИТОР [от лат. repetitor - тот, кто повторяет]

 1. Тот, кто помогает кому-л. усвоить какие-л. знания, подготовиться к экзамену.

2. Опытный специалист, проводящий групповые или индивидуальные репетиции с актерами.

       Балетмейстер - автор и режиссер-постановщик балетов, концертных номеров, танцевальных сцен, отдельных танцев в опере, драматическом спектакле, оперетте, мюзикле и т. д.

       Профессия балетмейстер может быть разделена на ряд более узких специальностей: балетмейстер-сочинитель и постановщик новых балетов и танцев в оперных спектаклях, балетмейстер – реставратор наследия; балетмейстер-сочинитель и постановщик танцев, балетмейстер-руководитель танцевальных коллективов, танцмейстер – учитель и сочинитель новых бальных танцев, балетмейстер-репетитор.

       Помощником балетмейстера-сочинителя и постановщика по созданию нового балета является балетмейстер-репетитор. В его функциональные обязанности входит вся работа по показу и отработке танцев, и мизансцен. БР должен ясно представлять конечную цель своей работы, поставить перед собой четкие задачи, наметить последовательность и методику репетиционной работы. Он должен составить план работы, определить какое количество репетиций потребуется на конкретный танцевальный номер.

       В создании хореографического номера много времени отводится его отработке. От того, как будет отрепетирован номер, будет зависеть, смогут ли исполнители донести до зрителя замысел балетмейстера-сочинителя. Балетмейстер-репетитор должен присутствовать на постановочных репетициях. Если произведение создается заново, то он присутствует при работе балетмейстера-сочинителя и балетмейстера-постановщика, балетмейстер-репетитор должен выучить весь хореографический текст подетально, изучить стиль и характер движений, чтобы наиболее качественно отработать и продемонстрировать каждое движение.

       Нередко балетмейстер-репетитор помогает балетмейстеру-постановщику в выборе исполнителей, т.к. он наиболее тесно связан с исполнителями и может порекомендовать нужного артиста для яркого раскрытия образа и характера.

Балетмейстер-репетитор обязан выявить почерк автора произведения, его индивидуальную манеру. Работая над созданием образов, исполнительским мастерством артистов балетмейстеру-репетитору необходимо принимать во внимание индивидуальные качества исполнителей, уметь выявить лучшие стороны их талантов.

Балетмейстер-репетитор должен уметь распределить силы исполнителей на репетиции, распланировать физическую нагрузку в процессе работы так, чтобы у актеров не было перенапряжения мышц во избежание травм. Для этого, технически сложные эпизоды необходимо чередовать с легкими, или работу одной группы исполнителей менять с работой другой группы.

       Если номер технически сложный, то не следует стараться "прогонять" его с начала до конца. Необходимо отработать сначала отдельные части номера, затем постепенно объединять, увеличивать объем исполнения и только потом репетировать весь номер от начала и до конца на одном дыхании, с тем, чтобы актеры овладели не только техникой танца, но и выразительно, без напряжения смогли бы станцевать весь номер. Обязательно нужно учитывать, чтобы на репетиции были заняты все вызванные исполнители.

На первом этапе целесообразно проводить отдельные репетиции для солистов и для кордебалета, и только тогда, когда отдельные партии будут отработаны, объединить их вместе в единое целое.

       Иногда бывает нецелесообразно отрабатывать движения в том рисунке, в каком их сочинил автор. Тогда исполнителей ставят в линию или по диагонали, так, чтобы репетитор видел каждого, а они видели себя в зеркало и ориентировались друг на друга. После того как будут выучены движения, начинается отработка в заданном рисунке.

Балетмейстер-репетитор должен создавать творческую атмосферу, чтобы, несмотря на большую затрату физических сил, труд артиста был радостным, чтобы он видел цель, к которой нужно прийти в результате репетиции и конечную цель всей работы. Целесообразно в конце репетиции сделать анализ работы, подвести итог, похвалить или сделать замечание. Репетиция должна планироваться так, чтобы обеспечить максимальную продуктивность работы. Если репетируется новое сочинение, то балетмейстер-репетитор должен приглашать время от времени балетмейстера-сочинителя для просмотра сделанного. Это позволит избежать искажения авторского замысла. Балетмейстер-репетитор может внести предложения или дополнения, направленные на улучшение танцевального номера, они могут быть приняты и внесены только с согласия автора. Без такого согласия балетмейстер-репетитор не имеет права изменять что-либо в сочинен­ном номере.

       Балетмейстер-репетитор должен хорошо знать танцевальный коллектив, только при глубоком знании характеров, склонностей, возможностей каждого исполнителя можно добиться наилучших результатов в работе. Необходимо видеть, кого можно и нужно поощрить по ходу репетиции, кому сделать замечание после нее, кого заставить повторить движение несколько раз. Репетитор должен быть человеком эмоциональным, уметь зажечь исполнителей идеей номера, темпераментом исполнения движений. Темп и характер репетиций во многом зависит от его мастерства, в каждую репетицию он должен вносить творческое начало и добиваться того же от всех исполнителей, он ближайший помощник балетмейстера-сочинителя, и от него во многом зависит (на 50%) успех произведения.

       БР поручается спектакль после премьеры. Репетитор повторяет с артистами наиболее ответственные места перед каждым представлением, вводит в случае необходимости новых исполнителей на сольные номера и «запасных» в кордебалет. От БР во многом зависит сохранение качества спектакля в продолжение всей его сценической жизни.

       Таким образом, основная работа балетмейстера – репетитора заключается в отработке хореографического произведения. Он должен обладать такими качествами как: работоспособность, выносливость, организатор, психолог, дотошность, интуиция, хорошая музыкальная, зрительная и мышечная память, эмоциональность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: