Бессюжетная композиция и ее основные составляющие

Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных для и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека(радость, горе, любовь и т.д.) или его свойство (доверчивость, хитрость, трусость и т.д.)

В бессюжетном танце отсутствует конфликт, то главным компонентом становится хореографический образ, который раскрывается с помощью разнообразия рисунка танца и выразительности движений. Рисунок танца зависит от замысла номера, идеи, музыкального материала, национальной принадлежности. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка требуют чтобы рисунок танца развивался, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок. Это особенно касается бессюжетной композиции.

Согласно основному закону драматургии, бессюжетный танец будет строится:

Экспозиция (выход исполнителей, знакомство с действующими лицами, время, место действия и т.д.), завязка ( начало развития, содержание, образа, начало развития формы ), развитие действия (решается за счет развития усложненной лексики рисунка музыкальной драматургии), кульминация (самый сложный рисунок или движение, быстрый темп), развязка.

В бессюжетном танце передается настроение состояние человека, передаются картины природы, скульптуры, предметы окружающей жизни.

Отсутствие сюжета не означает бессодержательности, отказа от отображения окружающего мира. Использование выразительности человеческого тела, эмоциональная наполненность, а во многих случаях и характере оформления отличают бессюжетный танец, например от абстрактной живописи как искусства беспредметного, принципиально отвергающего изобразительность. Опираясь на музыку постановщик формирует эмоционально-содержательную танцевальную драматургию (пример метель, весенний хоровод, мелодия, настроения) Учитывая соотношения частей в номере не имеющем связного сюжета, кульминация может выражаться каскадом технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересным рисунком танца, наибольшей динамикой движения, наивысшей эмоциональностью исполнении, либо другими балетмейстерскими приемами.

Бессюжетный танец часто используется в современной хореографии. В современной хореографии балетмейстер может излагать свой замысел на ассоциативном, образном уровне, передавая настроения, характер, видение будущего произведения. Именно на этом этапе необходимы педагогически-коммуникативные аспекты творческой деятельности. Здесь можно уделить внимание стимулам танца, которые описывает никитин. Стимулами танца можно назвать некий толчок для работы ума, творческой активности, фантазии балетмейстера. Стимул является начальным импульсом, и он во многом определяет отбор выразительных средств и способы их композиции. Очень часто стимул становится аккомпанементом к танцу, особенно если стимулом является музыка. Можно использовать несколько стимулов одновременно, в таком случае балетмейстер должен четко определить главенствующую идею, которую он должен донести до зрителя. Если этот перенос к зрителю идеи (послания) произведения не состоится, и зрители не поймут цели данной постановки, то эффект сотворчества и сопереживания, который всегда лежит в основе общения сцены и зрительного зала, не произойдет. Поэтому стимул всегда должен быть ярко выражен как источник, как первопричина творческого процесса. Часто зрителю нет необходимости видеть стимул в готовом произведении. Это может произойти в том случае, если, например, музыкальный отрывок дал толчок к созданию хореографической композиции, а затем не был использован в самой постановке. Но то внутреннее состояние, которое дал этот отрывок, те движения, которые были созданы под его влиянием, должны нести его отголосок в настроении, в темпо-ритме или в структуре хореографического построения. Иногда стимул дает название танца, а главное, определяет ту лексику, т.е. выразительные средства, которые в дальнейшем будет использовать балетмейстер. Стимулы можно условно разделить на идейные, слуховые, визуальные, тактильные, кинетические. Идейные стимулы наиболее популярны в современном танце. Очень часто они связаны с определенной философской концепцией. При таком виде стимула движения и их композиция создаются с намерением выразить определенную мысль или отношение хореографа к чему-либо. К идейным стимулам можно отнести литературные тексты и жизненные наблюдения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: