Вопрос 34. Реализация права: методы и принципы

Реализация права — это следование его нормам как со стороны органов государства и должностных лиц, так и в поступках граждан, в деятельности их объединений.

 Следование праву — естественное поведение людей и социальных институтов в стабильно развивающемся демократическом обществе.

Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигается. Само собой разумеется, что реализация прав связана только с правомерным поведение, по каким бы мотивам они не совершались: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;

2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическое воплощение;

3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;

4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;

5) осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей; положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.

Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом.

Реализация праваоснована на принципах:

добровольности,

заинтересованности,

самостоятельности,

социальной активности адресатов правовых норм.

Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления правом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы.

По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права– соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются главным образом нормы-запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализации норм уголовного, административного, налогового права.

Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (например, обязанность исполнить договор, уплатить налоги, выплачивать алименты несовершеннолетним детям).

Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы: избирательное право, право на жилище, на частную собственность и др.

Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за которым они закреплены. Никакой ответственности за неиспользование своих прав законодательством не предусмотрено. Но это относится только к физическим лицам. Что касается государственных органов и должностных лиц, то неосуществление ими своих полномочий является правонарушением.

В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений.

Применение (это властная деятельность компетентных орга­нов по разрешению конкретного юридического дела, в ре­зультате чего выносится соответствующий индивидуальный акт; например, в соответствии с уголовным кодексом суд выно­сит приговор подсудимому за совершение им преступления).

В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются упол­номоченными на то органами и должностными лицами к соответству­ющим субъектам, фактам, событиям.

Проблема методов реализации права в основном кроется в формировании у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению, а также соблюдению определенных юридических норм.

Что касается юриспруденции, то она традиционно применяет два конкретных метода отвечающих за реализации права – убеждение и принуждение: история права и общества знает два классических способа, которые служат для побуждения субъектов к реализации определенных государственных велений – обещание награды и, конечно, угроза использования мер принуждения. При этом данный процесс убеждения не следует сводить лишь к материальному и, что самое главное моральному стимулированию. Стоит отметить, что субъекта права требуется убедить через объяснение целесообразности правомерного поведения.

Убеждение выражается в следующих формах:

1) правовая пропаганда и агитация нормативных документов в процессе их принятия, обсуждения в средствах массовой информации;

2) опубликование принятых правовых актов как в официальных источниках, так и в иных средствах массовой информации с обеспечением подписки на них;

3) правовое образование населения посредством преподавания основ правоведения в школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях;

4) правовое просвещение людей через средства массовой информации путем специальных теле- и радиопередач: “Человек и закон”, “112”, “ЧП” и др., организация диспутов с участием ведущих в тех или иных отраслях права докторов юридических наук;

5) привлечение населения к юридической, правозащитной деятельности в форме присяжных заседателей, добровольных дружин, рабочих отрядов, сельских сходов и собраний членов трудовых коллективов и др.

Принуждение со стороны государственных органов и учреждений выражается в формах:

1) привлечение к юридической, уголовной, административной, материальной, дисциплинарной ответственности (по мнению ряда юристов, этим принуждение ограничивается);

2) помещение лиц, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебные, как общие, так и профессиональные, государственные учреждения;

3) помещение лиц, совершивших общественно опасные деяния, но признанных невменяемыми, для амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра; для принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего, специализированного типа или с интенсивным наблюдением;

4) установление режима чрезвычайного или военного положения на какой-либо территории с наделением государственных органов и учреждений чрезмерными полномочиями и существенным ограничением прав граждан;

5) назначение проверок налоговых, санитарно-эпидемиологических, пожарных инспекций; экологических служб, прокуратуры, военкоматов и др.;

6) отмена незаконных правоприменительных актов;

7) принудительное возмещение причиненного вреда организациям и гражданам;

8) формы предупреждения правонарушений в виде проверки документов; остановки транспорта, движущегося с нарушением Правил дорожного движения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: