А) Компьютеризация эксперимента

Новейшая разновидность эксперимента по своей сути является математическим экспериментом, использующим в процессе научного исследования моделирование на ЭВМ, что и получило название компьютерного моделирования.

История компьютеризации эксперимента, которая началась в середине ХХ ст., оказалась зависимой от двух факторов. Во-первых, от возможностей развития самой вычислительной техники. Так, в нач. 70-х г. активно заявляет о себе проблематика по искусственному интеллекту, разрабатываются теоретические и прикладные аспекты эвристического моделирования, нацеленные на то, чтобы моделировать не узко специализированные виды умственной деятельности человека, а сложные процессы мышления, протекающие в естественной среде обитания. Во-вторых, активно в науку втягиваются столь сложные и глобальные объекты, которые принципиально не могут быть изучены в ходе натурного эксперимента (биосфера, экологические и астрофизические явления, эпидемии и пандемии и пр.). В подобных случаях исследуемый объект имитируется с помощью компьютерного моделирования.

Компьютерный эксперимент как метод научного исследования проникает во все основные подсистемы науки – естественные, технические, социальные и гуманитарные; при этом сложился определенный порядок внедрения методов, связанных с компьютерными технологиями – от структурно-функционального до имитационного компьютерного моделирования.

Компьютерный эксперимент не отменяет «натурного», напрямую добывающего факты об изучаемом объекте, а либо встраивается в него, либо существует наряду с ним, обретая относительно самостоятельное значение

б ) Космизация эксперимента означает появление такой его разновидности, как космический эксперимент и проникновение его достижений (через средства, приборы, механизмы, результаты и пр.) в технологию и результаты обычных (земных) экспериментов. В космических экспериментах происходят радикальные изменения во всех составляющих экспериментальной деятельности – в объекте, субъекте, средствах и технологии ее проведения.

Спекулятивно-метафизические размышления о мире в целом современная астрофизика конкретизирует, проводя исследования глобальной структуры, зарождения и возраста Вселенной; строения и эволюции метагалактик и галактик, их ядер, звезд и планетных систем. И сама Земля перестает быть сугубо теоретическим конструктом, а становится и физическим объектом для исследований с МКС и с помощью других космических аппаратов т. н. ближнего и дальнего космоса.

Космические эксперименты современной астрофизики позволяют иметь дело с объектами, взятыми в их естественной среде существования. Это создает условия для последовательного отхода от геоцентризма, когда земное с его законами экстраполируется на всю Вселенную. Имеются данные о том, что объекты, проявляющие в земных условиях одни свойства, могут радикально их менять в неземных условиях. Сегодня весьма актуально звучат слова В. И. Вернадского: научно познать любой объект – значит, поставить его в рамки космической реальности; всё активнее заявляет о себе требование – рассматривать земные события (и земные объекты) в цепи космических взаимозависимостей.

Все, чем располагает субъект в ходе эксперимента, зависит от земных законов, от тех уникальных свойств, которыми обладает Земля как космическое тело. Космические эксперименты заставляют осознать, что субъектом научной деятельности является «землянин», – это его атрибутивный признак, влияющий, в конечном счете, на результаты исследования. Поэтому постнеклассический эксперимент подводит к признанию неустранимости гео физических (а также гео биологических, гео антропологических) факторов существования субъекта научной деятельности.

Космизация эксперимента связана с активным внедрением роботизированной техники ( «луноходы», «марсоходы» и пр. – стали уже реальностью космической науки) Роботизированная техника, различные виды компьютерного моделирования, по сути дела, обеспечивают дистантную форму проведения космического эксперимента, что также является его отличительной чертой и оказывает влияние на земные эксперименты.

Субъект-исследователь погружен в глобальное информационное поле, конструируемое космическими системами. Космизация экспериментальной деятельности активно происходит в естественных, технических и математических науках (как в фундаментальных, так и прикладных исследованиях). Сегодня достаточно строгий смысл имеют такие предметные области, как космическая биология и космическая медицина, правомерно говорить и о космической психологии. Все активнее говорят о возникновении космической экологии; достаточно быстро космизируется и земная экология. Процессы глобализации приводят к необходимости учета планетарных факторов и в экономических исследованиях (геоэкономика). Не могут не вызвать интереса и суждения о формировании спутниковой археологии, данные которой способны радикально менять информацию, получаемую традиционными методами.

Таким образом, компьютеризация и космизация являются принципиально новыми признаками в экспериментальной деятельности второй пол. ХХ – нач. ХХI ст., и они постепенно охватывают всю систему науки.

В XX веке с развитием научного знания о социальных явлениях в связи с потребностями совершенствования организации и управления обществом, всё большее значение начинают приобретать и социальные эксперименты. Социальный эксперимент, будучи методом исследования, вместе с тем выполняет функцию оптимизации социальных систем. Он одновременно принадлежит и к сфере науки, и к сфере социального управления, помогая проектировать и внедрять в жизнь новые социальные формы. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определённая группа или общность людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включённым в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных экспериментов обусловлены правовыми и моральными нормами общества.

(Особенности эксперимента:

1) большая активность субъекта познания (в 18-19 вв. ученых называли естествоиспытателями);

2) возможность получения информации, которая не выражена при естественном ходе вещей;

3) возможность вмешательства в исследуемый процесс;

4) возможность изоляции от несущественных или мешающих факторов.

Важна серьезная подготовка к эксперименту, , составляется план интерпретации..)

Виды экспериментов:

1) поисковые (не знаю – хочу узнать) или контрольные;

2) качественные (есть или нет) и количественные (мера проявления чего-либо) – сложнее;

3) По сфере применения (физика, химия и т. д.)

 

(Также виды экспериментов: исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный).

 

В социальных науках существует договор: если надо решить серьезную ситуацию и нет другого способа, кроме эксперимента, то его можно провести только с согласия испытуемых.

Ученые фиксируют и анализируют эксперименты, которые проводит над людьми жизнь.

Возникновение экспериментальной деятельности большинством современных исследователей в области истории и философии науки относится к Новому времени. Она формировалась на пересечении науки и техники как противовес античным представлениям о пассивном наблюдении за природными процессами и ведет свое начало с исследований Галилея (XVI-XVII вв).

Начиная с Нового времени происходит прорыв метафизической модели.

1. Галилео Галилей – ученый не может в своем исследовании Вселенной опираться на Библию, а должен на опыт и эксперимент.

Галилей впервые противопоставил эмпирическую науку религии и философии, считая, что методом науки д.б. гипотетико-дедуктивный способ получения знаний (а не философские спекуляции), а результаты научного познания д. выражаться на языке математики (а не философских понятий).

Впервые эксперимент получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона

 


 


Эпистемологические характеристики науки: критерии научности; наука и лженаука. Проблема достоверности научного знания, особенности научной истины в основных подсистемах науки - математических, естественных, технических и социально-гуманитарных науках..

Эпистемологические характеристики науки представляют ее как особый вид знания и познавательной деятельности. Остановимся на тех, которые являются необходимыми и достаточными для раскрытия существа научно-познавательной деятельности. В качестве таковых предстают основания (или основополагающий метод) науки, критерии научности, а также научная истина (проблема достоверности научных знаний).

 

Критерии научности (или отличительные признаки научного знания):

— Оно имеет предметный характер, поскольку стремится изучать предметы, как они есть сами по себе, и связано, в конечном счете, с фактами. Именно по этому признаку оно отличается от вненаучного и ненаучного знания и может быть воплощено в предметной деятельности человека.

— Предметные соотношения и зависимости предстают в науке как причинно-следственные связи: ничто в мире не происходит без причины, и все приводит к каким-либо следствиям.

— В научных знаниях представлены не единичные и не уникальные причинно-следственные зависимости, а повторяющиеся, общие или универсальные, поэтому наука дает знание на уровне законов.

— Знание на уровне законов позволяет с помощью обнаруженных закономерностей рассчитывать протекание событий в будущем или их состояние в прошлом. Эта особенность научного знания может быть названа проективностью.

— Объективность — существенный признак научных знаний, не совпадающий с предметностью. Объективность научных знаний — это независимость их содержания от познающего субъекта. Неклассическая наука открывает принципиальную неустранимость субъекта из результатов научного исследования, что заставляет признать относительность данного критерия.

— Стремление избавиться от субъективных факторов позволяет говорить о ценностной нейтральности науки, в отличие от всех остальных проявлений духовной жизни.

— Поскольку в науке все организовано по правилам метода, то надо признать технологичность, и в этом аспекте — социальность научного знания.

— На основе естественного языка наука выработала адекватный по содержанию и эффективный в функционировании язык. Язык науки отличается однозначностью и точностью основных понятий, прозрачностью логической структуры, наличием искусственных терминов (типа химической или математической символики).

Итак, критериями научного знания являются предметность, объективность, ценностная нейтральность, воспроизведение причинно-следственных зависимостей на уровне законов, проективность и выраженность в особом языке.

Проблема достоверности научных знаний, в конечном счете, самая важная, ведь только истинные знания могут быть использованы в практической жизнедеятельности. Самой распространенной философской концепцией истины является 1. теория корреспонденции (соответствия), которая была разработана еще Аристотелем (300 лет д.н.э.), а в ХХ в. в советской марксистской философии развивалась А. Тарским, К. Поппером и мн. др. Согласно ей, истинными считаются только те научные построения, которые соответствуют изучаемой действительности. В рамках данного подхода используются понятия объективной, а также абсолютной и относительной истины.

В понятии объективной истины п одчеркивается независимость содержания научных знаний от познающего субъекта и всего субъективного. В понятии абсолютной истины указывается момент совпадения содержания знаний самой действительности, а в понятии относительной истины фиксируется одновременное присутствие момента несовпадения (несоответствия), т. е. элементов заблуждения в каждой данной истине. Если бы научные построения сразу и целиком воспроизводили объективную действительность, то отпала бы необходимость в развитии науки.

Другой концепцией истины, имеющей отношение к науке, является 2. теория когеренции (внутренней согласованности). Суть ее была схвачена уже Декартом (XVI-XVII вв.) (истинно то, что можно мыслить ясно) и Кантом (XVIII в) (истинно то, что не противоречит законам мышления). Данная концепция истины имеет особое значение для математических и математизированных наук, поскольку в этих областях научного знания логическая согласованность мысли, логическая непротиворечивость — важнейший показатель их истинности. Но и в любой науке логическая несогласованность в аргументации уводит от достижения истины.

Важным является вопрос о критериях истинности научных знаний. Это дискуссионный вопрос, в решении которого особый интерес представляет позиция логического позитивизма. Так, Р. Карнап разработал метод верификации, суть которого в том, что в целях проверки научных знаний на истинность необходимо свести все сложные предложения науки к простым, которые, в свою очередь, можно свести к так называемым протокольным предложениям, непосредственно проверяемым на опыте. Другими словами, метод верификации — это метод эмпирической проверки научных знаний на истинность.

К. Поппер считает, что наиболее важные положения научных знаний имеют общий характер (например, законы), поэтому эмпирическим способом их нельзя проверить. В противовес методу верификации он выдвигает метод фальсификации, который не исключает опытной проверки, но допускает таковую только в качестве решающего эксперимента, а именно выведенные из теории дедуктивным путем следствия необходимо подвергнуть такой экспериментальной проверке, чтобы она была нацелена на их опровержение. Если с помощью решающего эксперимента выведенные следствия опровергаются, то теория ложна; если же следствия не опровергаются, то теория истинна.

В отечественной литературе до сих пор преобладает марксистский подход: критерием истинности научных теорий признается их практическая проверка, которая имеет свою специфику в каждой из областей науки. Главный аргумент при этом сводится к тому, что практика имеет характер непосредственной действительности, поэтому она и может соотнести объективное содержание научных знаний с самой действительностью.

Для неклассической науки фундаментальной является идея двойственности или дополнительности истин, а постнеклассическая подводит к идее допустимости плюралистичной истины в науке (Плюрали́зм — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания, либо форм бытия.)

особенности научной истины в основных подсистемах науки - математических, естественных, технических и социально-гуманитарных науках..

Соц-гум науки.

Истина. Есть некоторый принцип объективности истины, независимости её от субъекта. Одновременно истина должна являться слепком реальности. По-разному решается вопрос о том, возможна ли та или иная истина. В рамках науки существует единственность истины.

Но в социально-гуманитарном знании возникает множество концепций, интерпретаций.

Герменевтическая концепция истины является попыткой решить вопрос об истине в отношении гуманитарного знания. С точки зрения герменевтики субъективность гуманитарного знания непреодолима.

Субъект исследования включается в объект, является участником исследовательского процесса. Поэтому мы вынуждены отказаться от монополии на истину и появляются альтернативные интерпретации одного и того же процесса реальности. Т.е. формируя свою позицию исследователь находится в состоянии неуверенности и допускает возможность другой интерпретации. Т.е. есть плюралистический характер истины. Коммуникативный характер науки обеспечивает присутствие конвенциональности того, какое мнение является более точным и соответствующим конкретной ситуации (Конвенционали́зм — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным восприятия, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: