Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровня

Существует 2 крайности в решении этой проблемы:

•      Рационализм крайней степени (схоластическое теоретизирование). Все знания изложены в Библии – считают схоласты.

•      Крайний эмпиризм и эссенцеализм. Локк – идеи врожденными быть не могут (чистая доска – ребенок рождается, и с опытом у него появляются идеи).

В современной эпистемологии общепризнаны 2 факта:

1. Эмпирический и теоретический уровни качественно различны и не выводятся друг из друга (теоретический уровень надстраивается над эмпирическим).

Эти уровни связываются между собой интерпретативными приложениями, которые не относятся ни к одному из уровней.

Теоретическое знание разлагаем на 3 уровня:

А(базовые компоненты теории, максимально общие законы) → Е (частные законы) → О (единичные теоретические утверждения). Пример, если к телу А приложить силу В, то оно продвинется на величину С.

Эти предложения обладают следующими свойствами:

•      они являются определениями;

•      вводятся конвенционально (по договору);

•      не могут быть истинными или ложными.

Пример, планеты Солнечной системы – материальные точки. Луч света – прямая из геометрии Евклида.

2) Имеют кентаврическую природу (КЕНТАВРИСТИКА — современное философское направление, рассматривающее проблему «совместимости несовместимого» и «сочетания несочетаемого» (символическое воплощение — образ кентавра). Кентавристика доказывает, что объективно, в «открытом» мире и «открытом» мышлении всё взаимосвязано, всё дополняет и обуславливает друг друга)

Они не теоретические и не эмпирические и образуют особый уровень научного познания.

Если свести теорию к объекту свести к интерпретационной теории.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений.

Фундаментальные исследования связаны с обнаружением закономерностей природы, общества и человека. В. Вайскопф (1908-2002) «современная наука – это дерево, где ствол фундаментальные науки, а крона – прикладные». Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии. Организация деятельности и знания в фундаментальных исследованиях задается системой и механизмами научной дисциплины, действие которых направлено на максимальную интенсификацию исследовательского процесса.

Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на использование в других областях деятельности (технологии, экономике). Социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, а так же в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (корпорации, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования.

Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: