По сравнению с естественно-научным знанием, гуманитарное знание адогматично

Догматизм (способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них) в естественных науках возможен и необходим! Т.к. в этом случае исследуются процессы линейного характера. А социальная реальность нелинейная, нужно пытаться рассматривать её с разных позиций.

Конвенционалистская концепция истины чрезвычайно важна для логики, математики, теоретического естествознания. Основания теорий – аксиомы – не истинны и не ложны, они являются конвенциями (соглашениями) учёных. Фактически истинными называются те высказывания, истинность которых не может быть обоснована только логическим путём – это теоретически истинные и эмпирически истинные высказывания. К теоретически истинным относят высказывания, которые обосновываются с помощью когерентной концепции истины. Те высказывания, истинность которых устанавливается с помощью различного рода эмпирических процедур – наблюдений, экспериментов, измерений – являются эмпирически истинными. Эмпирически истинные высказывания играют важную роль в теоретическом естествознании.

Формы систематизации научного знания: факт, проблема, гипотеза, закон, теория, научная картина мира и их особенности в основных подсистемах науки - математических, естественных, технических и социально-гуманитарных науках.

Системный подход направление методологии науки и философии, опирающееся на исследование объектов познания и практики как систем различных типов и классов. Методы системного подхода используются в первую очередь при исследовании сложных эволюционирующих систем, обладающих свойством самоорганизации, больших социально-технических систем и др. Сформировался в науке и философии к сер. XX в.

В науке существуют разные системы, каждая из которых по-своему организует научные знания. Самой широкой системой, включающей все остальные, является система основных областей научного знания (подсистем науки) — естественных, математических, социальных, гуманитарных и технических наук. Взаимоотношения между ними, порядок их связи и образуют особую разновидность структуры научного знания. Раскрытие связей между основными подсистемами науки производится, как правило, в форме классификации (систематизации) наук. Подобного рода структура научного знания определяется разнообразием существующих в данный период областей знания. Проникновение в каждую из основных подсистем науки (например, в естественные науки) и даже в отдельную науку (например, биологию) позволяет увидеть их сложное строение (ботаника, зоология, физиология, анатомия, генетика, экология и др.).

В каждой из основных подсистем науки есть фундаментальные и прикладные исследования. Если цель фундаментальных наук — обнаружить закономерности существования и развития природы, общества и человека, то прикладные науки выясняют особенности приложения данных законов в практической жизнедеятельности.

Так, для естественных наук свойственен преимущественно генерализирующий метод, нацеленный на выявление общего в исследуемых объектах, тогда как в исторических и гуманитарных науках преобладает так называемый индивидуализирующий метод, воспроизводящий изучаемые явления в их индивидуальности и целостности. В математических науках преобладает аксиоматико-дедуктивный метод.

Формы систематизации научного знания: факт, проблема, гипотеза, закон, теория, научная картина мира. Каждая из указанных структурных единиц играет свою роль в движении научного знания к истине.

Факт — исходная единица научного знания. 1) в широком смысле – синоним понятий «данность», «действительность», «реальность», «истина», «событие», 2) в узком смысле – знание, достоверность которого доказана (исторические, юридические и т. п. факты); 3) научный факт – в логике и методологии науки предложение, фиксирующее эмпирическое знание.

Факты добываются в экспериментах и наблюдениях, поэтому они являются непосредственным знанием, связывающим исследователя с реальностью. Именно для объяснения фактов создаются научные теории. Вместе с тем, без определенной идеи или научной теории факта не откроешь; один и тот же факт в разных теориях интерпретируется по-разному. Функция фактов – в подтверждении или опровержении теории.

К. Поппер считал, что научное исследование начинается именно с постановки проблемы. Количество проблем в науке растет, но это не делает науку более проблематичной. Имеются специальные критерии оценки, поскольку существуют заведомо неразрешимые проблемы (например, создание вечного двигателя или квадратуры круга).

Проблема. Комплекс вопросов, возникших в ходе познания. Зачастую поиск проблемы сам вырастает в особую проблему. Проблемная ситуация – это ситуация, для которой нет решения. Важно видеть отличие между проблемой и задачей. Над проблемой думают, а задачу решают.

Началом исследовательского поиска большинство методологов считает выявление проблемной ситуации и постановку проблемы. К. Поппер утверждал, что познание не начинается с наблюдений и фактов, «оно начинается с проблем», с напряженности между знанием и незнанием. Сама проблема возникает из открытия, что с нашим знанием что-то не в порядке, существует какое-то внутреннее противоречие. Отправным пунктом становятся не столько чистое наблюдение и факты сами по себе, сколько наблюдение и факты, порождающие проблему.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы, прежде всего, выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска.

Хотя проблема определяется через вопрос, эти понятия не тождественны. Для ответа на вопрос достаточно знаний, достигнутых наукой. Научная проблема — это вопрос, поставленный ходом развития науки, «знание о незнании». Наука развивается от постановки проблем к их решению и выдвижению новых проблем.

Постановка проблемы в познании столь важна, что правильно поставить проблему – значит наполовину решить ее (Вернер Гейзенберг)

Гипотеза представляет собой предположительное знание по поводу поставленной проблемы и является ее предварительным решением. Это вероятностное предположение о причинах исследуемого явления, достоверность которого при современном состоянии науки не может быть доказана. Существуют оценки научной состоятельности гипотез: они не должны противоречить фундаментальным законам и фактам рассматриваемой области знания. Если гипотетические предположения подтверждаются на практике, то научная гипотеза превращается в теорию. В физике XX столетия активно применяется метод математической гипотезы (или математической экстраполяции).

Гипотеза должна отвечать след требованиям: 1-не противоречить законам науки, 2-она не должна противоречить описываемым фактам, 3-она должна описывать max широкий класс однородных явлений. 4- она д.б. простой (рекомендуется чтобы она включала в себя не более 10 переменных), 5- она д.б. принципиально проверяемой. (не приняли гипотезу об обратной стороне Луны т.к. неизвестно…) Виды гипотез: 1.Общие гипотезы –они применяются в отношении всей предметной сферы данной науки. 2.Частная гипотеза –применяется к подмножеству изучаемого класса явлений. 3.Единичная гипотеза – только к 1 элементу класса. (Врач должен лечить не болезнь, а больного). Этапы выдвижения гипотезы. 1-фиксация проблемной ситуации. 2-формулировка предположения о способе устранения проблемы. 3-выведение из предположения всех следствий. 4-проверка этих следствий на истинность. 5-превращение гипотезы в теорию (если она была общая) либо отказ от нее и выдвижение любой гипотезы.

Закон в науке – это знание об объективных, существенных, необходимых причинно-следственных связях и отношениях, которые носят универсальный для данного класса явлений характер; это знание, подтвержденное экспериментально и формулируемое понятийно или при помощи логико-математического аппарата.

Там, где возможно представление исследуемых явлений и процессов в виде величин и их количественное измерение, понятие закона выражает инвариантное отношение между переменными величинами.

Высказывания, выражающие закон науки, также характеризуются универсальностью, в то время как факты являются единичными утверждениями об отдельных вещах, явлениях и их свойствах

Научный закон всегда связан с определенной теорией.

Классификация научных законов может производиться по тем областям действительности, к которым относятся соответствующие законы. В естествознании такими областями являются отдельные формы движения материи или ряд связанных между собой форм. Так, например, механика исследует законы движения тел под воздействием сил, физика закономерности молекулярно-кинетических, электромагнитных, внутриатомных и других процессов, биология занимается изучением специфических законов органической жизни. Социальные или гуманитарные науки изучают закономерности разных сторон существования и развития общества.

Научная теория – это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях исследуемой области действительности.

«Теория» от греч. theoria, – наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение.

Научная теория представляет собой систему логически взаимосвязанных утверждений, содержит доказательный механизм построения знания, воплощает конкретную программу исследования, что и обеспечивает целостность теории как единой системы знаний. С методологической точки зрения научная теория должна стремиться к максимальной полноте и адекватности описания, целостности и выводимости положений друг из друга, внутренней непротиворечивости.

Компонентами научной теории являются эмпирическая основа (факты, полученные в ходе эксперимента), теоретическая основа (постулаты, законы, в которых описываются идеализированные объекты), логика теории (правила логического вывода и доказательства), совокупность полученных утверждений и результатов.

Научные теории различаются по характеру решаемых ими задач, а также по способам построения и типам реализуемых процедур. Различным формам идеализации и соответственно типам идеализированных объектов соответствуют и различные типы научных теорий. В этой связи научные теории подразделяются на описательные (эволюционная теория Ч. Дарвина), математизированные (научные теории, активно использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся теоретическая физика, генетика, математическая лингвистика и др.), дедуктивные (К необходимости их построения привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией называют «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Сначала формулируется исходная основа таких теорий, а затем те утверждения, которые могут быть логически получены из этой основы.). В неклассической науке возникают проблема несоизмеримости теорий и необходимость введения принципа соответствия.

Формами внешнего оправдания теории выступают: 1-эксперимент. Однако следует иметь ввиду, что в эпистемологии не признается круциальный (решающий) эксперимент, однозначно подтверждающий // опровергающий теорию. 2-верификация –нахождение опытных подтверждений теорий. Недостаток верификации- невозможность исчерпать в опыте бесконечные классы явлений. 3-фальсификаия- нахождение опытных опровержений теорий. Недостаток –отсутствие опровержений не гарантирует истинность теорий. 4-практика (решающий критерий истины) однако она носит ограниченный характер, т.к. обусловлена уровнем развития матер пр-ва. Если нет решающего критерия, то с теорией можно работать до бесконечности

Научная картина мира (НКМ) — высшая форма систематизации научного знания, которая выходит за рамки отдельных теорий и объединяет в себе фундаментальные положения и факты отдельной области знания, и тогда мы имеем биологическую, физическую, математическую картину мира (частно-научные картины мира) – исторически изменчивы. Существует более высокий уровень обобщения, как, например, естественно-научная картина мира, можно говорить о гуманитарной и даже технической картине мира. Самый высокий уровень обобщения представляет общенаучная картина мира – исторически изменчива, которая включает в себя фундаментальные положения и факты всех основных подсистем науки. Общенаучная картина мира — это мировоззренческий уровень организации научного знания, обладающий интегративной функцией и тесно связанный с философией, входящий в культуру и общественное сознание.

Научная картина мира имеет три основных аспекта - онтологический, гносеологический и методологический. В онтологическом аспекте научная картина мира - это система научных знаний о мире в целом (общенаучная картина мира) и об отдельных регионах реальности (частно-научные картины мира - физическая, биологическая, техническая, историческая и др.), об основных объектах этой реальности, их типах, структуре, отношениях, генезисе, пространственно-временных формах. Основные понятия общей научной картины мира - вид материи (класс вещей, обладающих общим носителем, субстратом), форма движения материи (способ существования вида материи, выражающийся в его круговороте), уровень организации материи (сфера бытия, объединяющая близкие виды материи). В гносеологическом аспекте научная картина мира - это система принципов, которые определяют направления и методы научного познания и являются формами синтеза научного знания. Примерами таких принципов могут служить атомизм, детерминизм и инвариантность в физике, в структуру научной картины мира входят некоторые фундаментальные факты (скорость света, постоянная Планка, заряд электрона), а также некоторые категориальные компоненты (системность и элементарность, притяжение и отталкивание в идее атомизма). В логико-методологическом аспекте научная картина мира - это стиль научного мышления, определяемый его категориями (наиболее общие понятия), парадигмами (образцы решения и постановки проблем) и исследовательскими программами (системы методов, принципов и стратегий исследования). По сути, эти три аспекта выделяют предметную форму научной картины мира (мир, реальность как система), познавательную форму (принципы) и языковую форму (категории).

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: