Вопрос №2. Особенности формирования внутренней учебной мотивации студентов

Одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов является отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими специальности. Слабая профессиональная направленность и низкий уровень учебной мотивации занимают второе место в ряду причин отсева студентов. Значимыми факторами формирования положительного отношения к профессии являются ее общественная важность и соответствие индивидуальным способностям и склонностям студентов.

К факторам, снижающим удовлетворенность профессией, относятся:

- низкий заработок;

- длительность рабочего дня;

- возможность физического и нервного переутомления. Профессиональная направленность как интегральная характеристика внутренней активности личности не может не оказывать влияния на уровень учебной мотивации студентов.

Если профессиональная направленность представляет собой отношение к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения, то учебная мотивация есть система отношений к различным аспектам учебного процесса, выступающего в качестве средства достижения конечной цели.

Все мотивы были объединены в четыре группы:

 – профессиональные;

- познавательные;

- социальной идентификации;

- утилитарные.

Примером профессиональных мотивов может служить стремление стать высококвалифицированным специалистом.

Образцом познавательных мотивов – желание получать ин- теллектуальное удовлетворение от процесса обучения.

Примером мотивов социальной идентификации является стремление студентов к хорошей учебе ради достижения социального одобрения со стороны преподавателей, родителей, друзей, однокурсников.

Утилитарные мотивы – желание получить стипендию, место в общежитии.

По интенсивности влияния на учебную работу студентов на первом месте стоят профессиональные мотивы, на втором – познавательные, затем идут утилитарные и мотивы социальной идентификации.

Личность, развиваясь, формируется, принимает определенную форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует.

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Вызывает интерес вариант профессионального становления личности, предложенный Е. А. Климовым:

· оптант – фаза выбора профессии;

· адаптант – фаза привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы, накопление опыта;

· адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее;

· интернал – опытный работник, который уже может само- стоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

· мастер, авторитет, наставник.

Таким образом, формирование личности – процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растет целостность ее психологической организации, накапливается новый потенциал развития.

Успешное самоопределение характеризуется наличием широкого спектра личностно-значимых позитивных ценностей или «ценностной насыщенностью», дающей возможность своеобразного маневра.

 

Литература

1. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику вос- питания. – М.,1989.

2. Катаева Л. И., Полозова Т. А. Проблема профессиональ- ного и личностного самоопределения в контексте профессио- нального развития, саморазвития, самосовершенствования. – М., 2005.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное по- собие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой, – Ростов на Дону, 2002.



ГЛАВА 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Вопрос №2. Функции преподавателя и его роли.

В процессе деятельности вузовского преподавателя необходимо выделить следующие обязательные функции:

- обучающая;

- воспитательная;

- организаторская;

- исследовательская.

Эти функции проявляются в единстве, но необходимо отметить, что в зависимости от личности преподавателя, одна из них преобладает над другими. Наиболее характерно для преподавателя вуза совмещение педагогической и научной работы. Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

В структуре педагогических способностей и соответственно педагогической деятельности выделяются следующие компоненты:

- конструктивный;

- организаторский;

- коммуникативный;

- гностический;

- педагогическое мастерство.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий.

Организаторский способности – служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе.

Коммуникативные способности – компетентность в общении определяет легкость установления контактов преподавателя со студентами, другими преподавателями. Общение не сводится только к передаче знаний, но и выполняет функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса. Общение играет ключевую роль в воспитании студентов. Чтобы руководить процессом развития и формирования студентов вузов необходимо правильно определять особенности свойств личности каждого из них.

Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной дея- тельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на эффективность. Сюда относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, религии, права, политики, экономики, наличие содержательных увлечений и хобби. Специальные знания включают знание предмета, знания по педагогике, психологии и методики преподавания.

Проектировочные или конструктивные способности – умение ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами. Эти способности развиваются со стажем.

Педагогическое мастерство – уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек – Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способность хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.

Входящая в данный тип педагогическая профессия предполагает целый ряд специфических требований, среди которых основными является профессиональная компетентность и дидактическая культура.

Важным свойством педагогической деятельности является сопротивление «синдрому эмоционального сгорания», или синдром психофизиологического истощения.

Основные признаки этого синдрома: истощение, усталость; психосоматические осложнения, бессонница, негативная установка к окружающим, негативная установка к своей работе, пренебрежение исполнением своих обязанностей, увеличение приема психостимуляторов, уменьшение аппетита или переедание, негативная самооценка, усиление агрессивности, усиление пассивности.

Можно сделать вывод, что истинно педагогическая направленность состоит в устойчивости мотивации, направленности на формирование и развитие личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной по- требности учащегося в знании, носителем которого является педагог.


Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.

2. Горовая В. И., Антонова Н. А., Харченко Л. Н. Творческая индивидуальность учителя и ее развитие в условиях повышения профессиональной квалификации. – Ставрополь, 2005.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., Просвещение, 1993.

4. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. – М., 2002.

 

 

Подготовил:

Старков В.А. группа 91ПГОсгн-мз

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: