Семья — это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак —  одна из самых распространенных форм человеческого общежития, оптимально выработанная людьми форма потребного существования.

           В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института — социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д.

Главная функция семьи —

 репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще:

· • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

· • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

· • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

· • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

· • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

· • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

· • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

· • эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

Тип семьи

1.  по составу: Проста я (нуклеарная)- супруги и неженатые дети. Расширенная- из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений. Сложная или составная семья -состоящая из 2х или более супружеских пар, включающая несколько поколений одного предка, образующая 3-5 и более супружеских пар и может объединять 15. 20.30 и более человек.

2. по семейным обязанностям: традиционная (патриархальная) -главный в семье мужчина, он обеспечивает семью. Нетрадиционная (эксплуататторская) - равное участие в общественом труде, дом.обязанности возложены на женщину. Партнерская или эгалитарная - справедливое разделение дом.обязанностей, совместное принятие решений, эмоциональная насыщенность отношений в семье.

3. по месту жительства: патрилокальная - молодые супруги перходят жить в дом отца мужа. Неолокальная - молодожены проживают отдельно от родителей. Матрилокальная - молодожены живут в доме родителей жены.

           В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары — мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

           По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

Реальные изменения современной семьи:

1. Изменение системы власти (в семье женщина обеспечивает, кормит и командует).

2. Уменьшение семьи до нуклеарной (очень мало семей, живущих поколениями. Преобладают семьи супруги и ребенок.

3. Фактическое исчезновение понятия "многодетность" (большинство ограничиваются одним ребенком.

           Социальная поддержка семьи оказывается на уровне Государства. В РФ семейная политика - это меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и семейного поведения. Сем. политика включает пособия и фин.льготы, отпуска для родителей по уходу за детьми, создание дошкольных учреждений, различный режим работы для нужд семьи, уход за детьми включаетсч в трудовой стаж, стимулирование многодетности, поддержка усыновления сирот и др.

 

43. Власть ее происхождение и виды: харизматическая, традиционная, легальная.

На протяжении человеческой истории менялись источники власти. Если в древнем мире физическое превосходство рождало власть — кто сильнее, тот и правит, то уже в средневековье власть начинают наследовать. Средневековый король — символ и воплощение власти, передаваемой по наследству. В Новое время в символ власти превращается капитал. Капитал даёт власть над промышленностью, т. е. над рабочими местами, а это, в свою очередь, даёт власть над людьми. В наше время таким символом власти стала информация. Контролируя поток информации, который распространяется в обществе, вы получаете возможность влиять на это общество. Хотя стоит признать, что насилие и капитал тоже никуда не деваются, а просто отходят на второй план.

Виды власти:

Традиционная - основана на обычаях, привычке повиноваться вере в священность, незыблемость издавна существующих порядков и властей.

Харизматическая - основана на личной преданности вождю, руководителю, на убеждении и вере в его исключительные качества и выдающиеся способности.

Легальная - основана на осознаном интересе, убеждении в законности установленных порядков, правомощности органов власти и правильности законов.

 

44.  Политическая власть: понятие, функции, носители.

Одной из важнейших видов власти в жизнедеятельности человека является политическая власть.

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

 политику невозможно осуществлять без власти.

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти):

1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. Представьте, что было бы, если Адольф Гитлер не стал бы руководителем Германии, а был всего лишь хозяином какой-нибудь небольшой австрийской фирмы? Какие бы это имело последствия для человечества?

2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями.

3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории.

4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества.

5) Действует на основе права от имени всего общества.

Сходство политической и государственной власти:

- распоряжается силами, возможностями. ресурсами, которыми располагают люди;

- является средством упорядочения общественных отношений.

Различие:

- осуществляется специальными лицами -чиновниками;

- распространяется на все имущество.

 

45.Виды власти, ее функции и формы.

Власть- это  способность и возможность распоряжаться кем-либо, подчинять своей воле(особенно отношения между людьми).

Власть - это система социально-политических отношений, выражающих способность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп.

Виды власти: экономическая, политическая, государственная, военная, духовная, семейная (родительская)

Функции власти: господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Формы власти: воля, право, авторитет, убеждение, манипуляция, насилие (принуждения).

46. Понятие, признаки и функции государства

Понятие "государство" было впервые введено И. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества.

Государство - основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

  • Наличие власти. (органы управления и органы подавления)
  • Административно-территориальная организация. Территория с населением.
  • Закон (право)
  •  Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.
  • Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.
  • Аппарат принуждения.

Дополнительные признаки государства:

1. Язык как средство общения на территории того или иного государства.

2. Единая оборонная и внешняя политика.

3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации.

 функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

  • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
  • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
  • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
    т. п.);
  • социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

  • защита границ и оборона страны при нападении извне;
  • внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами (дипломатия);
  • организация экономических связей с другими странами.

47. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

     
 

 


Теократическая (светская и духовная власть в одном лице) Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней
Неограниченная  (абсолютная) Саудовская Аравия, Бруней, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ
Смешанная Франция, Греция, Россия, Австралия  
Президентская США,Польша, Бразилия,Финляндия, португалия, Аргентина  
                                                                                                                                  

 


                                                                                                              

         
Выборная  Малайзия ОАЭ
 
Парламентская ФРГ, Италия, Индия, Венгрия
Парламентская  (монарх царствует, но не правит) Швеция, Дания, Великобритания, Бельгия, Япония, Норвегия, Испания  

 


.

Государственный политический режим - это приемы и методы осуществления государственной власти.

Политический режим делится на демократический (демократия) и антидемократический. Антидемократический подразделяется на авторитарный (авторитаризм) и тоталитарный (тоталитаризм).

Политический режим определяет отношения между государством, обществом и личностью. Указывает: - форму и степень реального участия личности в жизни общества и государства; - степень свободы личности в обществе и государстве (объем прав и обязанностей).

 В чистом виде политических режимов не бывает, смешаные.

 

48 Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов поли тики, показатель политизированности личности и общества.
В политологии выделяют следующие основные типы личности:
· аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике; · пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий; · гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики; · гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; · общественно-политический деятель; · профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; · политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.
Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:
· наличие системы политических ценностей; · относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

 

49.Гражданское общество: понятие, структура, механизм влияния на политическую власть.

Гражданское общество - это объдинение индивидов, совокупность организаций граждан, общественных отношений, обеспечивающий удовлетворение потребностей и интересов личностей и социальных групп.

Гражданское общество не входит в государство. Основа гражданского общества - полноправный гражданин.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: